https://www.youtube.com/watch?v=q8OVs02m20E
Древние тексты иудаизма и современная мораль. Ицхак Ройтман, 8 июня 2021
*
Сегодня на уроке одна из слушателей задала вопрос: правда ли, что в будущем у каждого еврея будет 2800 слуг неевреев?
Я ответил, что вопрос куда шире - в сущности, это вопрос как нам воспринимать древние тексты, если то, что говорится в них кажется несовместимы с современной моралью?
Ответ, на мой взгляд очевиден: рассматривать то, что говорится в этих текстах в историческо-культурном контексте. Только тогда мы можем понять, как к этому относиться.
Ежедневные уроки по широкому спектру авторов и тем:
* Шломо Карлебах
* рав Менахем Фруман
* рав Кук
* Авраам Йеошуа Гешель
* Гилель Цейтлин
Анонсы на телеграме https://t.me/joinchat/aJVyoMsnJ5Q2YmM0
или на фейсбуке: https://www.facebook.com/chassidus.ru
Вчера читали Мордехая Каплана, сегодня Давида Гартмана.
На самом деле оба они убедительно доказывают, не знаю, кто лучше - что та версия иудаизма, которая у нас есть сегодня под названием Бреслав, или под названием Хабад, или под названием вязаных кип - это на самом деле совершенно новая версия иудаизма, так или иначе ставящая во главу угла человека, его свободу, уважение к личности человека. Вопрос только в процентном отношении. Собственно, тот же процесс идет и в харейдимном обществе - только процент ниже.
Сегодня никто не знает как правильно. Ни у кого нет готовых ответов, как "найти царскую дочь". Но можно выйти в путь, и искать какие то "боковые пути", как учит рабби Нахман. И это то, что делает рав Шерки. И это то, что делает рав Гинзбург и другие. И это то, что я тоже пытаюсь делать
"Мишне лемелех" это на самом деле каждый из нас, каждый в ком пробудилась душа, и заставляет его выйти из "населенного места" и отправиться в путь - искать собственную душу, и также души других людей.
И рабби Нахман говорит, что прямые дороги никуда не ведут. Там не найти "царскую дочь". Это не работает!
Pinchas Polonsky недавно опубликовал очень важный текст, вот его суть (надеюсь он опубликует у себя полностью):
Совершенно неправильным представляется взгляд что в правильном будущем христианство и ислам "исчезнут". Рав Кук полагал, что все эти мировые религии, происшедшие из иудаизма, лишь исправят некоторые свои дефекты – но также и иудаизм тоже исправит свои дефекты. Христианство и ислам, вместе с иудаизмом и широко представленным Бней Ноах – всё это вместе будет ощущаться как разные формы единого монотеистического Библейского подхода, и именно таким путем человечество будет развиваться. И поэтому ни в коем случае нельзя высокомерно смотреть на Бней Ноах, и точно так же, я полагаю, евреи и ноахиды не должны высокомерно смотреть на христианство или ислам. У каждого здесь свой путь: каждому из нас необходимо улучшать и исправлять, прежде всего, самого себя, и тогда будет общее продвижение.
Пару слов на горячую тему. Pinchas Polonsky сегодня высказался на тему диалога с христианами и движения БН.
Я могу только сказать что я слышал от своего учителя рава Гинзбурга год назад на уроке гимел тамуз в прошлом году.
Рав Гинзбург, со ссылкой на Ребе сказал: что "Эйсав готов", объяснил, что "Эйсав" это "весь Эйсав", то есть не только геры, и не только БН. По-моему он добавил, что "Бней ноах" это просто такое "политкорректное" выражение, а на самом деле имеется в виду все христианство вообще.
(Из дискуссий) на самом деле я разделяю позицию.что даже если ты находишь собственного отца голым и пьяным в шатре - не следует трубить об этом на всех перекрестках и показывать на него пальцем. Судя по тому что это одна из первых историй "сыновей ноя" я заключаю из этого, что это основа морали и человечности вообще - не выпячивать и не разглядывать "наготу" своего ближнего
Кфар Хабадские мысли.
Был в Кфаре в субботу.
Жуткая влажная жара - в Бат Аин куда приятнее находиться, в Кфаре просто парилка.
Полно молодежи - сейчас бейн азманим, соответственно, вся молодежь, которая в обычно ешивах (то есть практически все подростки от 13 до 20) была в синагогах.
Глядя на их просветленные и полные радости лица я спрашиваю себя: так как же это работает? Лозунги "йехи" с одной стороны, и одухотворенные радостные лица с другой?
Я вспомнил то, что мы недавно учили у рава Кука. Есть такое понятие "психическая энергия" праведника. И эта психическая энергия, по-видимому, никуда не девается после его физической смерти. И те, у кого достаточно чувствительные "рецепторы", по-видимому, каким то образом контактируют с этой энергией, и это то, что Ребе говорит в сихот, что если ты встретишь еврея, который "жив" в Торе и заповедях - то это потому, что он связан с "Яаковом", праведником. Связь с праведником дает жизнь.
Когда Всевышний создал Адама, он поместил его в Ган Эден (райский сад) и сказал ему обрабатывать и охранять этот Ган Эден. Рав Лихтенштейн отсюда учит, что есть универсальные обязанности человечества, заключающиеся в двух различных задачах.
И первая из них - это хранить. Как следует из ее буквального смысла, это статистическая задача: сохранять мир природы и наблюдать за ним. Заботиться о том, чтобы вещи не менялись, чтобы они оставались, как они есть. Это то, что было ожидаемо от человека: не двигаться слишком быстро вперёд, не делать революций.