Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчера читали Мордехая Каплана сегодня Давида Гартмана

Вчера читали Мордехая Каплана, сегодня Давида Гартмана. На самом деле оба они убедительно доказывают, не знаю, кто лучше — что та версия иудаизма, которая у нас есть сегодня под названием Бреслав, или под названием Хабад, или под названием вязаных кип — это на самом деле совершенно новая версия иудаизма, так или иначе ставящая во главу угла человека, его свободу, уважение к личности человека. Вопрос только в процентном отношении. Собственно, тот же процесс идет и в харейдимном обществе — только процент ниже. И по сути это совершенно новый иудаизм, в качестве «асмахты» («опоры») использующие классические религиозные тексты. Каплан называет это «шинуй арахим» и «хидуш арахим» — лучше всего это передается программистским термином «переписывание». То есть название остается тем же, а «тело» функции переписывается полностью. Так и «иудаизмы» — старый иудаизм и новый иудаизм — и, снова, здесь нет принципиальной разницы между Хабадом, Бреславом и Куком — различие только в «синтаксическом сахаре» — это старые понятия, в которые «залит» совершенно новый смысл (плюс упомянутый «сахар») Ребе из Любавич был великим мастером такого «переписывания». Бреславцы взяли систему из Любавич по некоторым мнениям. К сожалению, некоторые не умеют отличать суть от «сахара» и ведутся на «сахар» (лучше сказать «мед»). И на этом расцветает религиозный фанатизм. А баалей тшува, особенно те, у кого плохо со слухом, не в состоянии различать тонкие оттенки между «мясом» и «медом». И они, конечно, «пролетают» по полной….