Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Когда Всевышний создал Адама он поместил его в Ган Эден (райский сад) и сказал ему обрабатывать и охранять

Когда Всевышний создал Адама, он поместил его в Ган Эден (райский сад) и сказал ему обрабатывать и охранять этот Ган Эден. Рав Лихтенштейн отсюда учит, что есть универсальные обязанности человечества, заключающиеся в двух различных задачах. И первая из них — это хранить. Как следует из ее буквального смысла, это статистическая задача: сохранять мир природы и наблюдать за ним. Заботиться о том, чтобы вещи не менялись, чтобы они оставались, как они есть. Это то, что было ожидаемо от человека: не двигаться слишком быстро вперёд, не делать революций. Наверное, это можно объяснить в очень многих направлениях. Первое, что приходит в голову: у человека, как правило, есть идея изменить себя, изменить свою жизнь, подняться на какую-то высоту, достичь какой-то праведности, схватить Б-га за бороду. Ему говорят: сначала сохрани то, что у тебя есть, сохрани себя, сохрани свою личность, сохрани свой социум, сохрани свою семью, а потом будешь думать о том, что можно что-то добавить. Дальше есть ещё одна задача — обрабатывать землю. Эта задача творческая по своей сути: развивать, обрабатывать, обновлять. Рав Лихтенштейн говорит, что мы не зайдём слишком далеко, если поймём, что это как бы гораздо шире, чем та физическая область, в которой находились Адам и Ева. Приказ хранить относится не только к природному миру, но также к самому человеку. Надо хранить человеческий образ, человеческий характер и всё что с ним связано. И этот момент очень важен. Идея современной светской культуры — это идея человеческой независимости. Частный человек — он хозяин самому себе, и человечество как вид — он хозяин своей судьбы.. Этот подход порождает проблемы, когда требуется найти линию, разделяющую между человеком и коллективом. И это тема — это центральная точка очень многих социально-политических вопросов: когда можно и когда нельзя государству вмешиваться в частную жизнь. Мы слышим это в различных контекстах, особенно в вопросах абортов: это право женщины, это её тело, она имеет право делать с ним всё, что она хочет и т.д. Религиозный подход к человечеству — это понятие, что человек не господин, не хозяин над миром, который вокруг, и даже не над самим собой. Идея, что человек может делать всё, что он хочет в отношении себя — это полностью противоположно нашей концепции. Рав Лихтенштейн говорит: всё, что у нас есть в этом мире — это Всевышний дал нам на хранение. Мир дан в наши руки на хранение, мы никогда не являемся абсолютными владельцами. Ты всегда охранник, который назначен на эту должность Всевышним. Эта обязанность хранить касается имущества, которое у тебя есть, т.е. тебя самого и твои отношения с окружающим тебя миром. *