Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кфар Хабадские мысли

Кфар Хабадские мысли. Был в Кфаре в субботу. Жуткая влажная жара — в Бат Аин куда приятнее находиться, в Кфаре просто парилка. Полно молодежи — сейчас бейн азманим, соответственно, вся молодежь, которая в обычно ешивах (то есть практически все подростки от 13 до 20) была в синагогах. Глядя на их просветленные и полные радости лица я спрашиваю себя: так как же это работает? Лозунги «йехи» с одной стороны, и одухотворенные радостные лица с другой? Я вспомнил то, что мы недавно учили у рава Кука. Есть такое понятие «психическая энергия» праведника. И эта психическая энергия, по-видимому, никуда не девается после его физической смерти. И те, у кого достаточно чувствительные «рецепторы», по-видимому, каким то образом контактируют с этой энергией, и это то, что Ребе говорит в сихот, что если ты встретишь еврея, который «жив» в Торе и заповедях — то это потому, что он связан с «Яаковом», праведником. Связь с праведником дает жизнь. Для всех ли это? — Очевидно нет. Есть высокие и чистые души — и для них это так. И есть испачканные оскверненные души, или просто души, у которых другой канал к святости. И у них «связь» с праведником (которой у них реально нет) не только не очищает и не пробуждает душу, но наоборот, вызывает злобу и ненависть к «инакомыслящим». Таким образом, если «мешихист» — человек, полный радости и милосердия — то это настоящее. А если это наполняет его злобой и разочарованием — это он сам сееб придумал и нет у него никакого Ребе, только собственный эгоизм и высокомерие помноженное на грязь собственной души. Думайте сами, решайте сами, и не насилуйте свою душу. И тем не менее, это реально есть. Это реально существует в мире, и достаточно зайти в хорошую хабадскую ешиву, чтобы увидеть этот свет. Отдельным параграфом про баал тшув. Мы говорим о подростках, родившихся в семьях потомственных хабадников, родившихся и выросших в чистоте. Они чувствуют этот свет, и этот свет оживляет их. А баал тшува, поднявшийся зачастую из грязи греха, родившийся и выросший в нечистоте — этот тонкий свет фактически закрыт от него. И если он начинает подражать — он только разрушает свою душу. Баалей тшувам нужна совершенно иная пища. Более грубая, более «мирская». Даже Бреслав в этом смысле более «грубая» субстанция. И именно поэтому более подходящая баал тшувам. А лучше всего баал тшувам — как мне видится сейчас -это рав Кук и рав Соловейчик и рав Карлебах.