Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

29

Пытаюсь читать «Каббалу рава Кука». Вот самое начало (стр. 11): Рав Кук использует «язык символов» (сфат а-кинуим). Если мы хотим ясно понимать его слова, мы должны выучить этот язык. Что означает «язык символов»? Каббалисты создали «кинуим» (символы) для сфирот Ацилут, и, говоря о десяти сфирот, они называли каждую сфиру символическими именами. Например, третью сфиру они называли «бина» (постижение), «свобода», «простор», а шестую сфиру – «йесод», «фундамент», «мир». Рав Кук взял эти символические имена сфирот, и использовал их в своем творчестве, и тем самым создал особый символический язык, с помощью которого он писал свои дневники и статьи. Поэтому, ясное понимание писаний рава Кука зависит от ясного понимания этого «языка символов», и без этого невозможно понять, что означает «свобода» в его статьях, и что есть «благо» в его дневниках
Расшифровка языка символов и упорядочивание отрывков по порядку Ацилут позволяют нам решить основные вопросы: придал ли рав Кук новый смысл жизни человека и его вере? Проложил ли рав Кук собственный путь в объяснении познания Бога и служения Ему? Соединяются ли его мысли в целую систему, объясняющую пути Всевышнего, мира, человека и (народа) Израиля? Изучение последовательности отрывков, упорядоченных по порядку сфирот Ацилут, учит нас, что рав Кук видел перед своими глазами весь Ацилут, как по Первой каббале, так и по каббале Ари, и в соответствии с этим он выстроил свою систему – цельную и упорядоченную. Рав Кук смотрел на порядок Ацилут, и объяснял его содержание, смысл и результат – Божественные сфирот-идеалы в Ацилут, уподобление человека этим идеалам Ацилут, космическое единство человека, развитие идей-сфирот в истории народа Израиля, общее исправление человека и его веры, развитие йеш из Ацилут до нашего мира, порядок притяжения искр, раскрытие нового света и новой жизни, общие движения, руководящие историей, процесс постоянного развития и совершенствования, единство всего творения.
Письмо рава Кука в 1905 году, когда он только прибыл в Эрец Исраэль (начало) Удивителен стиль этого письма. Я не говорю про его «каббалистический» смысл — об этом говорит дальше проф. Йосеф Авиви. Рав Кук буквально кричит от боли в этом письме. Весь религиозный мир заперся в стенах домов учения. А рав Кук ходит по улицам Яфо и кричит от боли! О чем он хочет предупредить? Какое несчастье он хочет отвратить? Видит ли он, что произойдет с народом Израиля через 30-40 лет? И, самое главное: а что, сегодня ситуация изменилась?
Мысль с утра: а может быть, Бенет, Саар, Смотрич не «дураки» и не «изменники», а просто в точности выражают волю своих избирателей? Мы кричим: сволочи, из за своего эгоизма готовые разрушить все! А может, это не их *личный* эгоизм, а коллективный эгоизм тех, кто за них голосовал? И они просто адекватно выражают *внутреннее* намерение тех, кто отдал им свой голос? Их (нашу) коллективную уверенность, что «мы знаем как надо», что у нас есть ответы на все вопросы. И над всем это детское «дай порулить»?
Письмо рава Кука в 1905 году, когда он только прибыл в Эрец Исраэль (продолжение) «Несмотря на то, что мы столь унижены и слабы, и нам представляется, что мы, и только мы – лишние в мире, и все показывают на нас пальцами, качают головой и удивляются. А мы, внутри себя, есть ли в нас дух? Осталось ли в нас дерзость? И почему же мы идем столь согнувшись, сморщенные, ползущие и трясущиеся от страха, ведь мы же в действительности должны быть полны мужества и опоясаны силой, и нет силы кроме Торы.
Всё что я пишу это только пробудить сердце мудрецов Торы, старых и молодых, к глубокому изучению внутренней Торы. Это может быть мусар во всех путях высшей святости, или философия во всех Святых книгах, которые мы получили по наследству от наших учителей философов, или это Кабала по всем путям, которые наследство нам от наших отцов, или это первая каббала или это каббала последнего поколения, или это хасидут или это Агро или Моше Хаим Луцато. Учить все книги вместе со словами зоар и сифра дмцниюта, книга Багир и сефер Йецира, и все мидраши мудрецов, глубоко и подробно — для этого требуется большое постоянство, буквально, как в изучении талмуда и закона. Возможно не все готовы к этому по природе своих душ, поэтому каждый кто не способен и сердце его склонно к открытой Торе — пусть занимается пилпуль. Но те, кто способен заниматься глубоко мудростью каббалы должен установить себе порядок…
Продолжение.Но основная учеба должна быть, чтобы постичь своего создателя. И смотри предисловие к Эц Хаим. И в наше время, когда за великие наши грехи многие из молодёжи идут за гладким языком чужаков, нужно также показать всему миру, что также у мудрецов, занимающихся торой истины, у них достаточно сил в поэтическом выражении
Рав Кук отвечает на претензии тех кто считает что его стиль непонятен. Он говорит: да, на самом деле так и есть. Но «Я не завидую тем кто способен ясно выражаться. Во многих местах есть идеи такие великие, что только если раздавить их, если стереть их форму, сделать их маленькими настолько, сколько речь мала относительно полёта мысли — только тогда мы смогли бы их выразить ясно. Но всегда, когда мы проникаем в глубину души, которая в словах, и стремимся к вещам как они в в сущности своей высоты, никоим образом не сможем прояснить все, и нет внутри нас никакой наклонности спорить с божественным намерением, которое делает возвышенные вещи сокрытыми по природе, «мир, держащийся на тайне». В этом сознании необходимости сокрытия подобны зоар и морэ невухим. Зачастую мы ощущаем, что тот кто пришёл раскрыть все, дает нам верное свидетельство нищеты своего внутреннего духа
https://www.youtube.com/watch?v=2uQK8bEQ22g Йонатан Сакс. «Освящение имени в наши дни». Ицхак Ройтман 25 апр 2021 * История Меши Захава продолжает занимать заголовки новостей. Как относиться к этой истории? Правы ли те, кто говорят, что «довели человека до самоубийства»? Возможно, данная беседа рава Сакса поможет ответить на этот непростой вопрос. «Главу правительства обвиняют во взятках. Раввинов разных стран обвиняют в денежных махинациях и сексуальных домогательствах. Это свидетельствует о какой-то глубокой проблеме в иудаизме нашего времени.
https://www.youtube.com/watch?v=PzyFR5QDxNo «Праведник основа мира». Рав Кук. Философ или мистик? Ицхак Ройтман 28 апр 2021 (основная часть урока начиная с 26 минуты) Кем был рав Кук? Философом или мистиком? Кем он видел себя? Современные исследования доказывают, что рав Кук видел себя прежде всего мистиком. Его внутренний мир это мир тайного учения. Он видел себя праведником поколения, несущего на себя ответственность за все поколение. При этом его ученики делали все, чтобы это внутреннее измерение не слишком ощущалось вовне. Тексты рава Кука тщательно редактировались, так чтобы перед читателями возникал в основном образ философа.