Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

11

Есть еще одна идея пост-модерна которая кажется удивительно привлекательной, если я ее правильно понимаю. В предисловии к «Разбитым сосудам» Шагара (второе издание) это называется «рибуй зэует». «Множественная личность». То есть вместо того, чтобы смотреть на себя (или на другого) как на цельную личность — я могу видеть в себе (или в другом) несколько в известном смысле изолированных личностей. Чем то это напоминает концепцию рабби Нахмана о «некудот товот», «добрых точках» в человеке. И еще напоминает програмистскую концепцию устойчивости к сбоям. Даже если в одной части программы произошел сбой — остальные программы работоспособны.
Можно расширить подобный ответ не только в отношении моральных ценностей, но также в общем, в отношении человеческого существования: каждый человек спрашивает себя, есть ли смысл в его жизни? Даже если он помогает кому-либо – ведь все мы смертны, и человек, которому он помог – также смертен, и не останется ничего. И вместе с тем мы верим, что есть вечная ценность этим действиям. Подобно пост-модернизму, рабби Нахман знал, что «последние вопросы», метафизические, они выше возможности языка. Но в отличие от постмодернизма, рабби Нахман не заключает из этого что они лишены смысла, «нонсенс» как презрительно именует их Витгенштейн — это знание раскрывает перед рабби Нахманом возможности веры. Он знает, как прекрасно сознавали многие перед ним, что абсолютное утверждение находится вне возможной «игры слов» языка, но молчание есть также человеческая возможность не меньше, чем речь. На самом деле настоящий смысл создается только в окружении, лишенном смысла. У Вс-вышнего нет абсолютной конечной цели – она находится только в мире, после того, как создан мир, а не вне его – говорит Рамбам. Бог он один с собой, и это также природа веры.
А что если сказать что иудаизм после-пророческой эпохи уже постмодернистский по сути? С множественностью мнений по каждому вопросу? И «мудрец выше пророка», и «пророчество осталось детям» и тд И возможно противодействие хасидизму связано именно с этим, с попыткой как бы вернуть «пророчество» раньше времени? Или даже когда его время прошло? И раскрылось нечто более высокое? И понятно, что то же относится и к христианству. Евреи «не приняли» Иисуса просто потому что время пророков прошло? К сожалению в последних поколениях возрождается отношение к мудрецу и праведнику как к пророку. И судите сами или это хорошо или это плохо или сейчас эпоха «и-и», без исключенного третьего?
Не знаю точно это или нет, но по идее пророчество это ступень «реия», хохма. А изгнание раскрывает ступень «кетер», молчания. Правда рав Кук очень верит, как известно, что в Эрец Исраэль возвращается руах акодеш
Другими словами возможно мудрецы очень рано поняли вероятностную природу этого мира, множественность мнений и лишь вероятностное решение между ними. А христианство (и хасидизм) это возвращение к «пророческому» детерминизму и простым решениям. Которые… не работают в сколько нибудь сложной ситуации. Возможно что «массэ меркава» это как раз мизуг везивуг и вероятностность творения. В отличие от «маасэ берейшит» где все «просто»
Что есть паганизм? Каждый бог, который мой, но не твой, каждый бог, который беспокоится обо мне но не о тебе — это идол. Вера в Б-га это не «страховка жизни после смерти». Ненависть к другому на почве расовой или религиозной должна быть признана тем, что она на самом деле есть: безбожием, сатанизмом, осквернением имени Небес» (Гешель)
Мы должны понять — ради нас самих — что религия это не сентиментальность, что Б-г это не решение. Религия это требование, Б-г это вызов, обращающийся к нам на языке человеческих ситуаций. Голос его слышен в измерении истории (Гешель. По книге Дрора Бонди «Б-г верит в человека»)
Ностальгия по субботе Жить как еврей означает ощущать во всем душу, как другого человека, так и нашу собственную. А душа дана ради подъема. Каждая вещь, в которой есть дух жизни, полна стремлению к исправлению. Как фитили свечи, мы ждем действия, в котором есть хотя бы немного чистого намерения, хотя бы чуть-чуть благородства. Наша душа не способна найти счастья в одной только материальной сытости. В каждом из нас горит ностальгия по субботе. Каждый, кто сковывает и игнорирует эту ностальгию, и дает силам души рассеяться без блага, не только оскверняет собственную душу, но становится соучастником разрушения всего мира. Ибо душа, которая деградировала — это мать всякого греха и источник всех злодеяний. Все несчастья, такие как ненависть, высокомерие и зависть происходят от духа человека.