Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

17

Я в последнее время пытаюсь активно учить рава Кука, перебрал несколько книг и вернулся к Шмонэ Квацим — как к наиболее аутентичному отражению идей рава Кука. Была вчера мысль, что так же как Баал Шем Тов раскрыл новый свет, а последующие поколения только все более скрывали свет Баал Шем Това, так и рав Кук. Редакционна деятельность его сына это первое сокрытие. А еще одно поколение это уже ничего нельзя понять, что собственно хотел рав Кук сказать. А Шмонэ Квацим это его оригинальные дневники, увидевшие свет 80? лет спустя после его смерти…
(продолжение. Шмонэ Квацим 1, 8) Что же делать в данной ситуации, когда состояние религии вызывает презрение и отвращение, и как следствие, также сама вера становится объектом насмешки и презрения? Рав Кук говорит: למצא תרופה לעומת מצב איום זה, לעומת מחלה כזאת, האוכלת את שתי הקצות אשר לחיים, וממילא ניחר תוכו, אנו צריכים להתאמץ כפי היכולת בשמירת המעשים, לחבבם ולאמצם, כפי אותה המדה שנוכל, אבל לא לעמוד על תחום זה. מאומה לא נשא בעמלנו, אם לא נצרף אל רוממות המעשים ההשבה אל תעופת הרעיון האצור וגנוז בהם. כשישארו המעשים מצות אנשים מלומדה, לא לבד שלא יועילו, אלא גם ישפילו עוד את הרעיון. וסוף שפלות הרעיון להגמר בביטול המעשים בשאט נפש.
Рав Кук, Шмонэ Квацим, 1, 9 לא נבהל כלל מהמפחידים אותנו מתעופת המחשבה, מהאומרים שהננו מתאמרים לעלות מרומי שחקים באין סולם. לא כן, יש לנו סולם מוצב ארצה וראשו מגיע השמימה: המאור שבנשמתנו, בנשמת הכלל ונשמת הפרט, אשר תתעורר יפה ע»י אור גנזי תורה. Не убоимся совершенно тех, кто пугает нас полетом мысли, тех, кто говорит нам, что мы пытаемся подняться на небеса без лестницы. Нет! Есть у нас лестница, стоящая на земле, вершина которой достигает небес: свет нашей души, души нации и души индивидуума, которая хорошо пробудится светом тайн Торы
Рав Кук, Шмонэ Квацим, 1, 10) *בעניני הדעות והאמונות, שיסודתם הם בדברים רוחניים ומופשטים, מזדמן הדבר יותר מבכל מחלוקת, ששני בעלי ריב שהם כפי המבט החיצוני רחוקים מאד זה מזה, הם באמת אומרים שניהם דבר אחד. וכל עיקר המחלוקת שלפעמים נראה אותה בוערת עד לב השמים, אינה כי אם ריב שפתים, מפני שלא יבין איש שפת רעהו.* (הרב קוק, שמונה קבצים, 1. 10) В вопросах убеждений и веры, основанных на вещах духовных и отвлеченных, случается чаще, чем в любом другом споре, что две противоположные стороны, на первый взгляд, бесконечно далекие друг от друга, на самом деле говорят одно и то же. И весь спор только в том — даже если иногда кажется что огонь конфликта поднимается чуть ли не до небес — это только конфликт вербальный, ибо они не понимают язык друг друга
Вся идея Баал Шем Това была возвысить дух нации, есть известный ворт об этом, что Баал Шем Тов пришел, чтобы пробудить народ Израиля из обморока. Но 150-200 лет спустя народ Израиля снова упал в обморок, вместо пробуждения духа наступили поиски «битуль» и «шифлут», самоунижения, самокопания и т.д. И тогда появляется рав Кук, и снова, так же как и Баал Шем Тов, пробуждает дух нации