Я в последнее время пытаюсь активно учить рава Кука, перебрал несколько книг и вернулся к Шмонэ Квацим - как к наиболее аутентичному отражению идей рава Кука. Была вчера мысль, что так же как Баал Шем Тов раскрыл новый свет, а последующие поколения только все более скрывали свет Баал Шем Това, так и рав Кук. Редакционна деятельность его сына это первое сокрытие. А еще одно поколение это уже ничего нельзя понять, что собственно хотел рав Кук сказать. А Шмонэ Квацим это его оригинальные дневники, увидевшие свет 80? лет спустя после его смерти...
Рав Кук, Шмонэ Квацим 1. 7 (Перевод и возможная интерпретация ниже) כשפוגמים את הרעיון, כשמתרחקים, ע"י השיקוע בקטנות החיים הרגילים, מרוממות המחשבות העליונות, שהן מחוללות את המעשים הגדולים, ושהם גנוזים בתוכם בגניזה אלהית עצומה, המעשים הולכים ממילא ונפגמים. ערכם משתפל, והדרם הולך ומועם, עד שהן מתגלות בצורה קצופה, המעוררת קפידה ושממון, תחת שהעז וההדר הוא לבושם הטבעי להם, וכשהמעשים נפגמים, הולך הרעיון ומתרחק, עד שהוא נהפך למין מחשבה קלושה, המעוררת גם היא בוז מכל איש מעשה מצד מרחקה מן החיים, ומצד רפיון כחה לפעול עליהם. (שמונה קבצים 1, 7)
Когда повреждается идея, когда отдаляются, погружаясь в мелочи обыденной жизни, от величия высшей мысли, творящей великие дела, скрывающиеся в них великим Б-жественным сокрытием, то само собой действие также все более повреждается. Достоинство их унижается, и сияние их все более мутнеет, пока они не раскрываются в искаженном виде, пробуждающем отвращение и безразличие, вместо того, чтобы их естественным облачением были бы сила и красота.
И когда действия повреждены, то идея, наполняющая их, все более отдаляется, пока не превращается в некое подобие слабой мысли, вызывающей также презрение в каждом практическом человеке, со стороны ее отдаленности от жизни, и слабости ее силы воздействовать на них
* Что рав Кук говорит здесь? Он говорит, что есть некая возвышенная "идея", пронизывающая "действия". Действия, очевидно, означают ритуал, практические заповеди. Рав говорит, что ритуальная часть иудаизма существует не сама по себе, а что есть некая "идея", "высшая мысль", скрывающаяся в них, и придающая им, собственно, смысл.
Когда эта высшая идея (я так понимаю, что это национальная идея, религиозная идея монотеизма, и, наконец, и прежде всего - это мусар, моральный императив) скрываются, когда в практической религиозной жизни высшие идеалы становятся неощутимы, то сами действия - заповеди - искажаются, их достоинство меркнет.
Рав Кук говорит о современном ему религиозном обществе, все более погружающемся в детали и детали деталей, о нации, забывшей о своем Б-жественном предназначении, о народе, смысл существования которого свелся к как можно более педантичному исполнению самых мелких деталей Шулхан Аруха.
Рав называет это "повреждением действия", когда все больше и больше хумрот (устрожений) повреждают живую ткань жизни, душат тело народа, не дают ему жить нормальной продуктивной жизнью.
В результате, высшая идея, призванная наполнять исполнение заповедей, отдаляется от этого "поврежденного тела", и сама становится насмешкой, бесконечно далекой от реальности.
Из контекста можно понять, что "идея" здесь это религиозная идея. Искаженное исполнение заповедей, сосредоточенное на мелочах, душащее живое тело народа, приводит к тому, что также Б-жественная идея, вера в Б-га превращается в насмешку. Это Б-г, в которого вы верите? Который заповедал вам посвятить всю свою жизнь копанию в мелочах? Который надел удавку на шею нации и индивидуума? Если это Б-г, в которого вы верите, говорит рав Кук, если это ваша вера, то я очень хорошо понимаю людей практических, в которых такая вера вызывает презрение и отвращение.
* Собственно, это почти очевидная интерпретация данного отрывка. "Действия" это заповеди, а "идея" это вера. И понятно, что рав Кук очень осторожен с формулировками, и использует обтекаемые формулировки, чтобы это не звучало совсем по "просветительски"