Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Самое базовое, интуитивное определение жизни это боль. Способность чувствовать боль. Пока какой то орган тела чувствует боль он жив. Когда человек приходит в религию, и ему «определяют» Б-га, что «Б-г добрый», и следовательно, в мире есть одно только добро — это воспринимается как запрет на боль, как запрет на переживание и сочувствие. Это, может быть, суть той духовной «кастрации» личности, которая происходит в результатте поверхностного понимания идеи Б-га Ибо боль куда глубже сидит в человеке, чем «вера». Вера, в известном смысле, это свет. Но есть тьма, которая выше света. Не тьма зла, нет. Тьма добра. Ядро личности, которая не свет, но боль.
(продолжение). Есть такая фраза «Если поднимусь на небеса — там ты. И паду в ад — здесь ты». Когда ты «на небесах», в «хай» — Б-г «там», т.е., далеко от тебя. Но когда ты «в аду», то «вот ты». Я вчера прочитал замечательную историю про одного еврея из Освенцима. Какая там великая вера! Ты чувствуешь это. Он «там ты», совершенно. Когда Авраам говорит «что дашь ты мне, и ведь я ухожу бездетным» — это боль, которая пробивает все слои внешней, умозрительной веры. Вера это свет. Но есть нечто более глубокое. Это нечто сущностное, и в конечном счете это ядро это сущность еврейства.
(это тоже из наших ночных бесед с Плони Алмони) Еще насчет боли. Сейчас есть много статей по психологии о том, что родители должны разрешить ребенку чувствовать боль, чувствовать стыд, чувствовать слабость. Нельзя запрещать ему эти эмоции, это часть цельной личности человека. И тоже самое можно сказать про религию. Можно, когда тебе больно. У меня есть сосед, в Бат Аин, моего возраста. 20 лет на инвалидном кресле. Как я должен к этому относиться? Как к досадному факту, разрушающую мою теорию о «благом Б-ге»? Или же как к тайне бытия, которая гораздо глубже, чем открытый свет?
В книге рава Гинзбурга «Лев ладаат» (сердце чтобы знать) первая статья называется «перек бааводат аШем». Многие ученики рава считают ее одним из главных, если не самым главным, сочинением рава Гинзбурга, и усиленно его изучают и преподают в ешивах рава и т.д. Я, конечно, читал этот перек, и он действительнокрут, только я понял не так, как они его понимают. Я его понял так, что основной шифлут («униженность») который требуется это шифлут машпиа (учителя), а не шифлут ученика (мекабель). То, что чтобы чему то научиться, ученик должен быть в «битуль» относительно своего учителя — это очевидно. То, что неочевидно — это битуль машпиа, учителя. Желание учителя научить куда сильнее чем желание ученика учиться. Хазаль говорят, что «Корова хочет кормить ,больше чем теленок хочет сосать». Но что? Вс-вышний создал корову таким образом, что она не способна заставить теленка сосать. Она может предоставить ему такую возможность, но у нее нет никакого способа заставить его.