(продолжение). Есть такая фраза "Если поднимусь на небеса - там ты. И паду в ад - здесь ты". Когда ты "на небесах", в "хай" - Б-г "там", т.е., далеко от тебя. Но когда ты "в аду", то "вот ты".
Я вчера прочитал замечательную историю про одного еврея из Освенцима. Какая там великая вера! Ты чувствуешь это. Он "там ты", совершенно.
Когда Авраам говорит "что дашь ты мне, и ведь я ухожу бездетным" - это боль, которая пробивает все слои внешней, умозрительной веры. Вера это свет. Но есть нечто более глубокое. Это нечто сущностное, и в конечном счете это ядро это сущность еврейства.
Это напоминает учение рабби Нахмана о "вопросах на которые нет ответов". Он говорит, что эти вопросы приходят из "халаль и маком пануй", из "пустого пространства". Был на это урок рава, один из самых страшных, но и самых лбюимых моих уроков. Настоящая вера, не вера детей в детском саду - это вера, которая приходит из халаль и маком пануй, из "вопросов на которые нет ответов"