Самое базовое интуитивное определение жизни это боль
Самое базовое, интуитивное определение жизни это боль. Способность чувствовать боль. Пока какой то орган тела чувствует боль он жив.
Когда человек приходит в религию, и ему «определяют» Б-га, что «Б-г добрый», и следовательно, в мире есть одно только добро — это воспринимается как запрет на боль, как запрет на переживание и сочувствие.
Это, может быть, суть той духовной «кастрации» личности, которая происходит в результатте поверхностного понимания идеи Б-га
Ибо боль куда глубже сидит в человеке, чем «вера». Вера, в известном смысле, это свет. Но есть тьма, которая выше света. Не тьма зла, нет. Тьма добра. Ядро личности, которая не свет, но боль.
Когда Авраам говорит Вс-вышнему: «что дашь ты мне, и ведь я ухожу бездетным. И мой слуга наследует меня» — в этой боли есть куда больше веры, чем во всем, что до и после. Я бы сказал, что это суть иудаизма. Это его «ядро». Может, это объясняет, зачем Вс-вышний так «мучит» Авраама, что он до старости не имеет детей. Может даже египетское рабство это не просто наказание, подготовка очищение и проч. А самоцель.
Вс-вышний хочет научить Авраама чувствовать боль. Ибо это то, что делает тебя человеком. Евреем. «Еврей это тот кому больно» — интересное определение.
Тогда даже Шоа — Катастрофа — это не только страдание. Это проникновение в величайшую тайну. Собственно, кажется, те кто прошли через это так к этому и относились. И не рассказывали о своих переживаниях там. Боль это тайна бытия?
Рабби Нахман учит о «вопросах из пустого пространства». Вопросах, на которые нет ответов. Свет и радость в душе — это от того, что мы чувствуем в себе Б-жественный свет. Эмуна, вера — это свет. Но есть нечто бесконечно более высокое. Это халаль, это ршиму. Это первичный «цимцум». И он постигается через боль и через страдание.
Поэтому вера, в которой нет боли и нет страдания — лишена глубины, и по большому счету есть ложь. Ибо в нашей жизни куда больше страдания чем счастья. «Адам леамаль йулад» — человек рожден чтобы страдать. Значит Б-г есть страдание?? — Ответ да. «Бамисторим тивке нафши», «В тайне будет плакать душа моя». Во «внешних дворцах» — «сила и веселье в месте его». Во «Внутренних дворцах» — «плачет душа моя». Тот кто хочет проникнуть вовнутрь — это «плачет душа моя»
Мы все читаем Псалмы Давида. Но ведь в основном он там плачет. Стонет. Жалуется на все те немыслимые испытания, выпавшие на его долю. Так зачем же мы кастрируем себя и свою веру, заставляя себя уверовать в «всеблагого» Б-га?
*
Может быть это похоже на день и ночь. День важен. «Выходит человек на работу до вечера». День, свет — это время действия. «Мы работники дня», как говорит хасидское крылатое выражение. Но есть ночь. Ночь — это когда душа поднимается наверх и черпает силу. Ночь это время любви, как ни странно. Ночью человек растет. Ночь которая выше чвм день.