Самое базовое, интуитивное определение жизни это боль. Способность чувствовать боль. Пока какой то орган тела чувствует боль он жив.
Когда человек приходит в религию, и ему "определяют" Б-га, что "Б-г добрый", и следовательно, в мире есть одно только добро - это воспринимается как запрет на боль, как запрет на переживание и сочувствие.
Это, может быть, суть той духовной "кастрации" личности, которая происходит в результатте поверхностного понимания идеи Б-га
Ибо боль куда глубже сидит в человеке, чем "вера". Вера, в известном смысле, это свет. Но есть тьма, которая выше света. Не тьма зла, нет. Тьма добра. Ядро личности, которая не свет, но боль.
Когда Авраам говорит Вс-вышнему: "что дашь ты мне, и ведь я ухожу бездетным. И мой слуга наследует меня" - в этой боли есть куда больше веры, чем во всем, что до и после. Я бы сказал, что это суть иудаизма. Это его "ядро". Может, это объясняет, зачем Вс-вышний так "мучит" Авраама, что он до старости не имеет детей. Может даже египетское рабство это не просто наказание, подготовка очищение и проч. А самоцель.
Вс-вышний хочет научить Авраама чувствовать боль. Ибо это то, что делает тебя человеком. Евреем. "Еврей это тот кому больно" - интересное определение.
Тогда даже Шоа - Катастрофа - это не только страдание. Это проникновение в величайшую тайну. Собственно, кажется, те кто прошли через это так к этому и относились. И не рассказывали о своих переживаниях там. Боль это тайна бытия?
Рабби Нахман учит о "вопросах из пустого пространства". Вопросах, на которые нет ответов. Свет и радость в душе - это от того, что мы чувствуем в себе Б-жественный свет. Эмуна, вера - это свет. Но есть нечто бесконечно более высокое. Это халаль, это ршиму. Это первичный "цимцум". И он постигается через боль и через страдание.
Поэтому вера, в которой нет боли и нет страдания - лишена глубины, и по большому счету есть ложь. Ибо в нашей жизни куда больше страдания чем счастья. "Адам леамаль йулад" - человек рожден чтобы страдать. Значит Б-г есть страдание?? - Ответ да. "Бамисторим тивке нафши", "В тайне будет плакать душа моя". Во "внешних дворцах" - "сила и веселье в месте его". Во "Внутренних дворцах" - "плачет душа моя". Тот кто хочет проникнуть вовнутрь - это "плачет душа моя"
Мы все читаем Псалмы Давида. Но ведь в основном он там плачет. Стонет. Жалуется на все те немыслимые испытания, выпавшие на его долю. Так зачем же мы кастрируем себя и свою веру, заставляя себя уверовать в "всеблагого" Б-га? * Может быть это похоже на день и ночь. День важен. "Выходит человек на работу до вечера". День, свет - это время действия. "Мы работники дня", как говорит хасидское крылатое выражение. Но есть ночь. Ночь - это когда душа поднимается наверх и черпает силу. Ночь это время любви, как ни странно. Ночью человек растет. Ночь которая выше чвм день.