Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Самое базовое интуитивное определение жизни это боль

Самое базовое, интуитивное определение жизни это боль. Способность чувствовать боль. Пока какой то орган тела чувствует боль он жив. Когда человек приходит в религию, и ему «определяют» Б-га, что «Б-г добрый», и следовательно, в мире есть одно только добро — это воспринимается как запрет на боль, как запрет на переживание и сочувствие. Это, может быть, суть той духовной «кастрации» личности, которая происходит в результатте поверхностного понимания идеи Б-га Ибо боль куда глубже сидит в человеке, чем «вера». Вера, в известном смысле, это свет. Но есть тьма, которая выше света. Не тьма зла, нет. Тьма добра. Ядро личности, которая не свет, но боль. Когда Авраам говорит Вс-вышнему: «что дашь ты мне, и ведь я ухожу бездетным. И мой слуга наследует меня» — в этой боли есть куда больше веры, чем во всем, что до и после. Я бы сказал, что это суть иудаизма. Это его «ядро». Может, это объясняет, зачем Вс-вышний так «мучит» Авраама, что он до старости не имеет детей. Может даже египетское рабство это не просто наказание, подготовка очищение и проч. А самоцель. Вс-вышний хочет научить Авраама чувствовать боль. Ибо это то, что делает тебя человеком. Евреем. «Еврей это тот кому больно» — интересное определение. Тогда даже Шоа — Катастрофа — это не только страдание. Это проникновение в величайшую тайну. Собственно, кажется, те кто прошли через это так к этому и относились. И не рассказывали о своих переживаниях там. Боль это тайна бытия? Рабби Нахман учит о «вопросах из пустого пространства». Вопросах, на которые нет ответов. Свет и радость в душе — это от того, что мы чувствуем в себе Б-жественный свет. Эмуна, вера — это свет. Но есть нечто бесконечно более высокое. Это халаль, это ршиму. Это первичный «цимцум». И он постигается через боль и через страдание. Поэтому вера, в которой нет боли и нет страдания — лишена глубины, и по большому счету есть ложь. Ибо в нашей жизни куда больше страдания чем счастья. «Адам леамаль йулад» — человек рожден чтобы страдать. Значит Б-г есть страдание?? — Ответ да. «Бамисторим тивке нафши», «В тайне будет плакать душа моя». Во «внешних дворцах» — «сила и веселье в месте его». Во «Внутренних дворцах» — «плачет душа моя». Тот кто хочет проникнуть вовнутрь — это «плачет душа моя» Мы все читаем Псалмы Давида. Но ведь в основном он там плачет. Стонет. Жалуется на все те немыслимые испытания, выпавшие на его долю. Так зачем же мы кастрируем себя и свою веру, заставляя себя уверовать в «всеблагого» Б-га? * Может быть это похоже на день и ночь. День важен. «Выходит человек на работу до вечера». День, свет — это время действия. «Мы работники дня», как говорит хасидское крылатое выражение. Но есть ночь. Ночь — это когда душа поднимается наверх и черпает силу. Ночь это время любви, как ни странно. Ночью человек растет. Ночь которая выше чвм день.