(это тоже из наших ночных бесед с Плони Алмони)
Еще насчет боли. Сейчас есть много статей по психологии о том, что родители должны разрешить ребенку чувствовать боль, чувствовать стыд, чувствовать слабость. Нельзя запрещать ему эти эмоции, это часть цельной личности человека. И тоже самое можно сказать про религию. Можно, когда тебе больно. У меня есть сосед, в Бат Аин, моего возраста. 20 лет на инвалидном кресле. Как я должен к этому относиться? Как к досадному факту, разрушающую мою теорию о "благом Б-ге"? Или же как к тайне бытия, которая гораздо глубже, чем открытый свет?
Я в Нетании одно время ходил в Бреславский штибл. Это был достаточно короткий период, но очень важный для меня. Один бреславский сказал мне там: "Хабад - это хабурат мацлиханим". "Сообщество успешных людей" (на иврите это звучит лучше). Если ты не преуспел в жизни ты не стоишь ничего. Это удивительно точно. Если религия вообще это "хабурат мацлиханим", это нацизм...
* Насчет "изменить себя". Это может быть ловушкой. Человек хочет изменить себя, улучшить себя. В результате он теряет себя.
Ты говоришь на уроке, что эмуна это от "уман", разрешить "лепить" себя. Я очень против этого. Он уже создал тебя! Когда он вдохнул душу в тело - это уже "рисунок" твоей души, твоего характера! Это Он, это не ты!
Тот же Иисус. Он же добровольно отдает себя на смерть, на боль (по крайней мере так я понял из книги А. Меня "Сын человеческий")? Христианство объясняет это как искупление, или что-то еще. Но есть рабби Акива, который также говорит, что "я всю жизнь мечтал отдать жизнь за Освящение имени"... А что если это чуть глубже, чем это обычно объясняется? То есть, что это тайна цимцум (сжатия) и халаль пануй (пустого пространства)?