Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

26

Мой рав и учитель рав Ицхак Гинзбург учит что основа основ учения Баал Шем Това это «ахнаа авдала амтака». Унижение, отделение, смягчение (или услащение, как это часто переводят) «Ахнаа», унижение означает как можно сильнее «унизить» свое дурное начало, как можно сильнее «оттолкнуть» зло и все что похоже на зло, запрет и все что напоминает запрет. «Лучше поставить сто оград, чем нарушить один запрет». Другими словами, все что не разрешено то запрещено. Ахнаа создает, возможно, очень святой, но при этом достаточно узкий и тесный мир. Наверное, классический пример «ахнаа» это «назорейство», отшельничество. Отделиться от мира, уйти от мира в пустыню.
Я где то месяц назад переводил эту статью рава Лихтенштейна, и почему то забыл опубликовать. овременная модерн-ортодоксия находится под все усиливающейся атакой. Хотя, само собой, центральное течение ортодоксии открыто для атаки как справа, так и слева, ибо само то, что она находится в центре, делает ее уязвимой как справа, так и слева, но качество критики и ее объем не одинаковы (я употребляю здесь понятия «права» и «лева» не в их политическом смысле, но в их религиозном контексте). На сегодняшний день, как мне видится, во всем, что связано с правым лагерем, т.е., харейдим (ультраортодоксы) и близкие к ним течения – как атакующие, так и обороняющиеся ощущают, что критика особенно интенсивна, и идет по всему фронту, затрагивает широкому спектру как в философских, так и практических вопросов, и затрагивает самую глубину. Не имеется в виду просто поиск недостатков, или сознательная дискредитация той или иной практики, но радикальная критика, подвергающая сомнению сами основы легитимности и дозволенности модерн-ортодоксальной позиции считаться частью ортодоксии в иудаизме.
Основной «хидуш» (новость) хасидизма — это смена вектора. До хасидизма «вектор» служения был направлен «вверх». Хасидизм открыл, что сейчас вектор служения должен быть направлен вниз. Основной хидуш хасидизма «седьмого» (или восьмого) поколения, что в самой этой идее — направленности вниз, в мир, в исправление мира — начался новвый этап, как Ребе сказал, как только он принял несиют (руководство), что «главное это действие». Понятно, что это не началось с хасидизма. Еще Авраам говорит «Б-г небес и Б-г земли». До Авраама он был только «Б-г небес». Авраам сделал его также «Б-гом земли». Но все равно — «Б-г небес» и только потом «Б-г земли».
Я сейчас перевожу (почти закончил) урок рава Гинзбурга на лаг Баомер этого года. Там одна фраза повторяется несколько раз: Все зависит от «даат». В результате «швира» даат «упал» вниз. И когда он возвращается на свое место в тиферет — тогда материальное изобилие притягивается в мир. Рашби это даат. Другими словами праведники поднимают наш упавший «даат». И с ним возвращается также материальное изобилие. Можно подумать, что ознчает этот «упавший» даат. В Талмуде встречается «халша даатэй», или «йиуш шело мидаат».
Поздравление рава Гинзбурга с Лаг Баомер (английский с русскими субтитрами) Шалом всем друзьям, прежде всего в России, в Москве и во всем мире. Мы готовимся к очень важному и особенному дню в еврейском календаре: Лаг ба-Омеру, 33 дню счета Омера, илула — годовщины смерти одного из величайших праведников нашего народа, рабби Шимона Бар Йохая, которого коротко называют Рашби. Он похоронен в Мироне, и каждый год туда приходят и празднуют, разжигают костры, поют и танцуют в его честь. В традиции, особенно в традиции хасидизма, рабби Шимона Бар Йохая