Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Основной "хидуш" (новость) хасидизма - это смена вектора

Основной «хидуш» (новость) хасидизма — это смена вектора. До хасидизма «вектор» служения был направлен «вверх». Хасидизм открыл, что сейчас вектор служения должен быть направлен вниз. Основной хидуш хасидизма «седьмого» (или восьмого) поколения, что в самой этой идее — направленности вниз, в мир, в исправление мира — начался новвый этап, как Ребе сказал, как только он принял несиют (руководство), что «главное это действие». Понятно, что это не началось с хасидизма. Еще Авраам говорит «Б-г небес и Б-г земли». До Авраама он был только «Б-г небес». Авраам сделал его также «Б-гом земли». Но все равно — «Б-г небес» и только потом «Б-г земли». Дарование Торы — это еще одна ступень опускания Торы с Небес на Землю. Но окончательный этап, «последняя миля» — это хасидизм, особенно — «седьмое поколение», поколение малхут, когда «главное — это действие». И с каждым годом это все сильнее и сильнее. * Основная проблема хасидизма — что это «жилище в нижних» заявлено, но не реализовано. Мы говорим «жилище в нижних» — но это как обитатели высших миров говорят о нижнем мире. Это как 8-летний ребенок рассказывает, как он будет воспитывать своих детей. То есть он уже в курсе, если это харейдимный ребенок, что надо жениться, и когда женятся — то рождаются дети.. Но он не разбирается в деталях реализации. Это как раз наше место — детали реализации в исправлении мира. Не уходить из мира, не отвергать мир, не объявлять, что мир «недостаточно хорош» для нашей «возвышенной духовности», а опуститься в мир, как говорит царь Давид, «храни душу мою, ибо хасид я», и объясняют Хазаль, что «мои руки в крови — чтобы разрешить кровь (менструальную) запрещенную от крови разрешенной». Можно выучить отсюда, кстати, что настоящий «хасид» — это тот, который разрешает — по Торе, но разрешает — «жене» соединиться со своим «мужем». Это, собственно, та Тора, та «новая» Тора, которую мы получаем во время Дарования Торы. Почему Тора Мошиаха называется «Новой Торой»? Не потому что он откроет какие то сногсшибательные интерпретации известных нам стихов Торы. А потому, что само это соединение материи и духа, что это есть сама суть Торы Мошиаха — это и есть «хидуш», это и есть «новость». Это как бы «постоянная новость», а не просто нечто новое, что нам сообщили