Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мой рав и учитель рав Ицхак Гинзбург учит что основа основ учения Баал Шем Това это "ахнаа авдала амтака"

Мой рав и учитель рав Ицхак Гинзбург учит что основа основ учения Баал Шем Това это «ахнаа авдала амтака». Унижение, отделение, смягчение (или услащение, как это часто переводят) «Ахнаа», унижение означает как можно сильнее «унизить» свое дурное начало, как можно сильнее «оттолкнуть» зло и все что похоже на зло, запрет и все что напоминает запрет. «Лучше поставить сто оград, чем нарушить один запрет». Другими словами, все что не разрешено то запрещено. Ахнаа создает, возможно, очень святой, но при этом достаточно узкий и тесный мир. Наверное, классический пример «ахнаа» это «назорейство», отшельничество. Отделиться от мира, уйти от мира в пустыню. Авдала означает разделение. Разделение между святым и будничным, между Израилем и народами. Тут уже не действует принцип «все запрещено». Тут как раз требуется очень хорошо вникать в детали реализации. Вся Тора — это по сути авдала. «Разделить между чистым и нечистым». Тора рассматривает назорейство как грех. Уйти от мира, отказаться от работы в мире — это слишком легкое решение. Тора требует от человека работать в мире. Разделяя между святым и будничным. Но оставаясь в мире. Как мы уже сказали, это сама суть идеи «две тысячи лет Тора» Что такое «амтака» («услащение» это очень приблизительный перевод)? «Кто из вас был способен превратить горечь в сладость и тьму в свет» — это сама суть каббалы и хасидизма. Амтака это дни мошиаха. Тора Мошиаха, «Новая Тора от меня выйдет» — это Тора амтака. Какой вывод? Вывод простой. Если ты смотришь на мир через «очки» ахнаа — то ты «бьешь палками» все, что похоже на зло. Но на самом деле даже на ступени авдала — «те кто ушли туда — не вернутся», и соотвесттвенно они «предатели» и т.д. Но на ступени амтака — они не только не «предатели», но наоборот — как раз посредством них, посредством «искр» святости, посредством еврейских душ, покинувших свой народ, или свою религию, или ассимилировавшихся, реализуется самая глубокая тайна Б-жественного плана — превращение тьмы в свет и горечи в сладость. Поэтому все зависит, на какой ступени находишься ты сам, и на какой ступени находится мир. Ребе сказал в 1990 году что сейчас «дни Мошиаха». (Говорят что Гаон из Вильно с ним согласился)… Что означает «Дни мошиаха»? Хабадники любят кричать «йехи» но объяснения что означает дни мошиаха от них трудно добиться. Дни мошиаха — это такие флаги желтые наверное… Дни мошиаха означает, что сегодня основное служение это амтака. Если раньше по ушедшему от веры разрывали одежды и справляли траур, сегодня нужно оставить ему дверь открытой, дать ему путь вернуться домой. Это Мошиах. Когда все зло мира превратиться в добро. И вся тьма мира превратится в свет. На ступени амтака зла вообще не существует (я слышал это несколько раз от рава буквально такими словами). Есть только вещи, в которых сравнительно легко обнаружить это добро. И есть такие, в которых «свеча грешников погаснет» — их искра погасла, кажется, совсем. Я не знаю, способны ли мы зажечь совсем погасшие искры, но когда мы имеем дело с евреями, которые покинули веру (не дай Б-г), но при этом сохранили верность своему народу, и посвятили себя распространению идей добра и справедливости — ясно, что это искры которые можно и нужно поднять и привлечь. И «тьму не разгоняют палками» как известно