Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

В следующем отрывке рав обьясняет что означает "двейкут" и как его достичь

В следующем отрывке рав обьясняет, что означает «двейкут» и как его достичь. Двейкут — это состояние праведника, который во всем видит только руку Вс-вышнего, только чистое благо. Даже в грешнике, сознательно нарушающем субботу он видит только добро. Как достичь такого состояния? — Рав отвечает, что это аспект тшувы, которая приходит после изучения Торы, и потом молитвы. Есть тшува, которая переворачивает добро в зло. Это великая ступень «итапха». Но есть еще более высокая ступень тшувы, и это ступень «двейкут» — когда праведник не замечает зла. Так я понимаю этот отрывок. (продолжение того же урока рава) Какую тшува делает тот, кто идет от Торы к молитве? — Это тшува, которая итапха (букв. «превращение», переворачивание тьмы в свет), тшува, которая «и излечит его», тшува, делающая сладкими, горькие воды. Также когда идут как Алтер Ребе, сначала Тора и потом молитва, есть амтака, синтез, в конце. Но это не амтака «превращения», «вернется и излечит его», а амтака посредством простого двейкут (букв. «прилепленности» к Вс-вышнему). Мы обычно говорим о двух ступенях тшувы: нижней тшуве и высшей тшуве, тшуве из страха и тшуве из любви, тшуве из горечи и тшуве из радости (мы говорили об этом на предыдущем уроке). Но есть еще два аспекта тшувы. Обычно объясняется, что в процессе ахнаа-авдала-амтака, на ступени авдала — когда добро настолько раскрывается и усиливается, что способно сделать сладким, перевернуть зло в добро. Это тшува по принципу итапха, «превращение». Но есть тшува, которая не итапха («превращение»), а нечто выше этого. Очевидно, это также не иткафья («подчинение», подавление дурного начала), ибо иткафья предшествует итапха. Есть нечто, более высокое, чем итапха. Что может быть выше, чем итапха? Это называется двейкут пшута (букв. «простая прилепленность») к Вс-вышнему. Я ничего не «переворачиваю». Я не должен делать тшуву силой добра, которое усилилось во мне настолько, что способно усластить (т.е., перевернуть во благо) зло. Я просто полностью прилеплен ко Вс-вышнему. Когда Тора идет в начале, как это было у служения Алтер Ребе, а потом идет молитва — молитва также означает двейкут, прилепленность, как в выражении «атофель кли херес» («плотно закрывающий глиняный сосуд»), то тшува означает двейкут во всем, «во всех твоих путях познай Его». Это служение двейкут (прилепленности) ко Вс-вышнему во всем, как в том, что считается благом, так и в том, что считается противоположностью благу. Что называется «противоположностью благу» у праведников? Ршут, «разрешенные» вещи, еда, питье и т.д. – во всем он прилеплен к Б-гу .