Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

13

Отношения матери и ребенка это зыбкий баланс между любовью и… убийством. Мать дарует зизнь. Но она же стремится задушить ребенка в своих обьятиях. Поэтому мудрецы называют маьеринское чрево «могилой». Источник жизни легко становится могилой. Хорошо это мать А отец? Иван грозный убивает своего сына. Шауль пытается убить Давида и говлрит собственному сыну «ты достоин смерти» и тд Рабби Йоханан убивает своего любимого ученика Реш Лакиша. Не совсем убивает но какая то «кфейда», обида в результате которой он умирает. А рабби Йоханан сходит с ума.
«Синтез» Ребе – это движение от праведника в сторону грешника. Вместо того, чтобы сказать, что Ребе это бесконечность, раскрывающаяся в ограничении, можно сказать, что Ребе это тот, кто способен в качестве цадика (праведника) облачиться и соединиться со всеми грешниками, праведниками и средними. Он связан в самой своей сущности со всеми грешниками поколения. https://www.youtube.com/watch?v=jUPcblCom7E&t=4s
Рабби Авраам из Калиска «восстал» против общепринятых норм, «проломил стену», и вышел «за пределы поселения». Он мыслил «вне рамок», вне норм, и это проявлялось также в практическом действии. Хасиды во времена Межеричского Магида насмехались над всеми «обитателями поселений», над всеми «бюргерами», над всеми «нормальными», которые здесь есть, в мире. Они катались по земле, делали «кулот » прямо на улице. Если бы они вышли из местечка, само собой, их бы никто не видел. Но они специально делали это в городе, поскольку им важно было доказать своим противникам правильность выбранного ими пути.
К чему стремился Алтер Ребе? Алтер Ребе не хотел, чтобы все его хасиды становились «Ребе». Он понимал, что это не реально. Алтер Ребе был реалистом, он стремился к чему-то реально достижимому. Это не обязательно должно называться «нормой». Реально достижимая цель, это «хорошо, если средний». Поскольку «бейнони», «средний», «это мера каждого человека», так он пишет в Тании, Алтер Ребе хотел показать путь каждому человеку, как стать «средним». К чему стремится хасидизм? Действительно ли хасидизм стремится превратить всех в праведников, таких, как Баал Шем Тов? Это замечательно, но каждый, у кого глаза на голове, понимает, что это не произойдет прямо сейчас, немедленно. Даже когда прийдет Мошиах.
Я наконец понял, какой заголовок надо было бы дать этому, столь любимому мной уроку (я готовлю сейчас текстовую версию, пока только титры на видео) Этот урок надо было назвать «мемуары анархиста»… Почему? Слушайте, что рав говорит…
Этот вопрос, который поднимает рав Ицхак Гинзбург (хорошо, мы все понимаем, что рав говорит чисто теоретически, но что мешает нам продолжить его мысль?) на самом деле чрезвычайно, принципиально важен. Может быть это самый важный, самый критичный вопрос современного еврейства. В формулировке рава этот вопрос звучит «быть или не быть». Быть цадиком (праведником) или не быть цадиком (праведником). Сейчас важно. Все поколения до Алтер Ребе, все книги до Алтер Ребе «имлиситли» (неявно) ориентировались именно на праведников. Все старые книги призывают «будь праведником»! «Заклинают его будь праведником».
К чему на самом деле стремится хасидизм? Стремится ли хасидизм превратить всех в праведников, таких, как Баал Шем Тов? Это замечательно, но каждый, у кого глаза на голове, понимает, что это не произойдет прямо сейчас, немедленно. Даже когда прийдет Мошиах. Поэтому Алтер Ребе стремится проложить путь Служения, основанном на максиме «хорошо если средний». Со всей глубиной, которая есть в этом. Для этого следует начать со света, который освещает тьму. Теза это свет, а антитеза это тьма. Обычный человек начинает свой путь, с момента своего рождения, с антитезы, с тьмы. И хорошо, если в конце он вернется и станет «средним».