Этот вопрос, который поднимает рав Ицхак Гинзбург (хорошо, мы все понимаем, что рав говорит чисто теоретически, но что мешает нам продолжить его мысль?) на самом деле чрезвычайно, принципиально важен. Может быть это самый важный, самый критичный вопрос современного еврейства.
В формулировке рава этот вопрос звучит "быть или не быть". Быть цадиком (праведником) или не быть цадиком (праведником).
Сейчас важно. Все поколения до Алтер Ребе, все книги до Алтер Ребе "имлиситли" (неявно) ориентировались именно на праведников. Все старые книги призывают "будь праведником"! "Заклинают его будь праведником".
Поскольку до книгопечатания и в первые столетия книгопечатания книги были редки и дороги, то этот призыв "будь праведником" доходил до единиц. Доходил до тех, к кому он был адресован. И они, единицы, действительно становились праведниками.
И вот революция. Технологический прогресс, техническая революция. Книги становятся доступными всем. И рецепт "атомной бомбы" (у кого то есть сомнения, что иудаизм это "атомная бомба"?), применительно к одному конкретному еврею, становится доступным всем и каждому. И кажется, даже обязательным к употреблению.
Типа если ты не взорвался, если ты не превратился в "бомбу с часовым механизмом", в совершенного праведника, готового жить на хлебе и воде, навещающего жену раз в месяц или еще меньше, и даже это делающего "через простынку" - значит ты плохой еврей....
Но это не так! Это никогда не было так! Всегда были "фарисеи" и "ам-аарецы", простолюдины. Это норма, это "нормальность", когда есть "фарисеи" - избранные, считанные люди, "академия", элита. И большинство населения - соблюдающее все по минимуму из минимума.
Алтер Ребе понимает (возможно это то же понимание, которое подвинуло РШР Гирша на создание движения "Тора и авода") - что это не путь для всех. Что для большинства народа это тупиковый путь. Что не все способны быть левитами. Что нужен путь "средних", не только праведников.
Ну хорошо. Тогда что означает с этой точки зрения "реформа" и "просвещение"? А означает именно это. Что здоровый организм нации говорит: хевре! не все должны быть цадиким. Не все должны посвятить себя Б-гу, да еще в очень ограничнной галутно-ашкеназской версии. Большинство людей хотят жить нормальной жизнью, и при этом посещать синагогу. При этом исполнять основные законы иудаизма. Шабат, кашрут, чистота семьи. Но если вы потребуете от всех соблюдать все в мельчайших деталях - это будет взрыв. Это взорвется.
(очевидно, это не то, что говорит рав Гинзбург. Но это то, что поднимается у меня в голове в результате работы над переводом его урока)