Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

05

Рав недавно сказал (последний урок эмуна и битахон): что такое шифлут? — Знать что я не мошиах! В более широком смысле шифлут — знать что я не цадик. Что я очень далек от того чтобы быть цадик или даже бейнони. Почему это важно? Почему это так принципиально? Поттму что если я цадик, то каждый свой самый маленький недостаток я должен рассматривать через увеличительное стекло. И чем больше я цадик (в своем подсознательном взгляде на себя) тем большие требования я предьявляю к себе и к окружающим.
Возможно что это «ограничение ответственности» вот эта способность сказать «я не сотворил себя сам» это и есть «а где папа» из известного мидраша? То есть обнаруживая глубину зла в соственной душе, может это только для того чтобы сказать, я не могу все это вынести сам. Есть еще кто то кто должен разделить со мной ответственность. Я не могу все брать на себя я просто не могу все это вынести сам. Может быть это и есть самый важный момент тшувы? То есть я могу обнаружить Б-га в своей душе не толькл в моментах подьема и воодушевления, но может в еще большей степени в своих проблемах и недостатках и душевных изьянах? А стремление взять все на себя говорит только о том что в глубине души я так и остался атеистом?
Есть известный ворт, чем отличается талмид хахам от ам аареца? Амаарец подходиь к книжному шкафу видит эти тысячи томов и говорит: мне никогда это не осилить.. А талмид хахам говорит я сегодня выучу одну мишну и завтра еще одну и тд По видимому то же можно сказать о шифлут и тшува. Стремление исправить все здесь и сейчас это «я мошиах» в душе. И это, возможно, «йецер ара на уровне йехида» о котором рав говорил как то. * Одна из центральных идей рава что хасидут переводит аводат аШем из качественной оьласти в количественную. Другими словами не вопрос надо или не надо тшуву и шифлут. Вопрос сколько. Подход Ребе был очень часто — меньше чем тебе кажется. Меньше чем в прошлых поколениях
Очень характерно для Алтер Ребе, когла он говорит, что вообще говоря «не становятся на молитву иначе как из состояния шифлут и ахнаа», т.е. молитве должен предшествовать душевный самоотчет, а следующей же фразой переворачивает это — «а что же делать чтобы исполнить «не становятся молиться но только из радости»? И что же делать если мы не спосоьны перевернуться из душевного самоотчета в радость? То есть практически все переворачивается и самое удивительное, что Алтер Ребе не очень этому удивляется
Иногда можно прочитать о том как люди вернувшиеся с того света (то есть после клинической смерти) рассказывают как видели там рай и ад и ангелов и деву марию и т.д. Интересно, религиозные иудеи в клинической смерти тоже встречали там «деву марию».. или все же 72 девственниц.. На мой взгляд эти истории бооьше всего свидетельствуют о том, как глубоко в нашем сознании сидят «мифы». Я обьясню что я имею в виду под словом «миф». Миф это игра воображения. Это димайон, коах медаме в душе. Рабби Нахман называет коах амедаме — что это йецер ара. Отсюда ясно что игры воображения это отнюдь не так безобидно как кажется.
Есть еще одна область мифологического мышления, я бы сказал что это область любителей быстрой езды. Вопрос — я превысил скорость или нет. Я пересек световор на красный или еще был зеленый? Другими словами какой то мой поступок пересекает красные линии допустимого или нет. Пример: дорогие сигары Нетаниягу это пересеченме красных линий или нет? Судя по тому что это занимает израильское общество посдедние годы и даже оказыает решающие влияние на предвыборную компанию это наверное действительно важный вопрос.
Еще про мифы. Мы говорили про катнут и гадлут. Мифическое мышление, очевидно своцственно детству. Взрослый человек предпочитает опираться на факты. Соьственно это пуримская тема. «В ту ночь царь не мог заснуть». Сон бежал от царя. Проснулся — миф. Проснулся и обнаружил что прожил свою жизнь в мифе.. Кажется, если я уже понял что вся моя предыдущая жизнь была мифом уже сейчас точно я начну что то делать? — Совсем не факт. От сознания мифичности своего существования челочек скорее всего снова впадет в сон и в миф. Поскольку в реальности у него точно нет ничего и нет никаких шансов. Поэтому лучше снова в миф. Так может чудо состояло в том что он не перевернулся на другой бок а все же проснулся? И начал перечитывать дела давно минувших дней. По видимлму это хорошее средство от бессонницы
Я не уверен что в этом вся функция нарратива но представляется очевидным что первая и главная функция нарратива это защита. Поэтому я буду рассказывать себе ту сказку в которой я бебя буду чувс воввть максималтно защищенным. В котоой я буду в безопасности. Возможно мнимой… * Илаи тогда говорил что основа подсознания это вера. Вера это свет. Я почему то больше склонен верить Лифшицу который считает что основа подсознания это страх. Парадоксально но кажется то чего мы больше всего боимся характеризует нас больше и более сущностно для нас чем то во что мы верим.