Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Интересно посмотреть на хасидский фарбренген и вообще на синаногу на общественную молитву с точки

Интересно посмотреть на хасидский фарбренген, и вообще, на синаногу, на общественную молитву с точки зрения «границ» о которых мы говорили. Очевидно, что вся идея фарбренгена — это как раз смягчить границы. Каждый кто бывал на фарбренгене, видел, как после пятого стакана люди сидят в обнимку и обнимаются и целуются и т.д. — чего бы они скорее всего не стали делать без «подогрева». Т.е., у нас есть потребность в границах, и есть потребность иногда снять, убрать границы. Ифрах как то раз говорил о том, что вся идея Пурим — это один день когда нет никаких границ. Можно выйти из границ. Мицва выйти из границ. Правда, в ША открытым текстом, если кто знает про себя, что напившись будет вести себя непотребно — пусть не пьет.. У выхода из границ есть тоже границы. Так или иначе. синагога, особенно такая как севен севенти, где масса народу, масса молодежи, вообще в хабадских синагогах всегда масса детей — мы говорили об энергии? Идите туда где есть много молодежи, где много детей — там много энергии. Хабадские синагоги в этом смысле отличаются от многих других синагог — в определенном смысле это место стирания границ. Но как мы уже сказали, именно там где почти нет границ, где они «почти» стерты — там они важнее всего. Ребе немало говорил о молодежи, что у молодежи есть много энергии, вообще Ребе «строил» на молодежи, а не на стариках. Ребе говорил о еврейских детях, что еврейские дети называются «мошиахами». Еврейские дети несут в мир свет и энергию Мошиаха. Только почему то Ребе всегда приводил стих «не трогайте моих мошиахов». Я думаю, что этот стих следует понимать вполне буквально. Именно потому что каждый ребенок это мошиах — не трогайте их…. Собственно, даже слишком пристальный взгляд не всегда приемлем. Это легко видеть. Рав как то сказал .что если ты не можешь смотреть на человека, это значит что твой контакт с ним неуравновешен. Как правило «неуравновешенный» контакт означает, что это нежелательный контакт. Вот еще одно, «правило границ», кажется, одно из важнейших. Еще раз — основное качество границ — их полупрозрачность. Их динамичность. Когда человек правильно определяет границы, как свои личные так и границы другого — это есть основа душевного здоровья. Слишком жесткие границы, или слишком просторные границы — и то, и то, своего рода «глупость» (тем маамара на йуд шват) мешающая человеку жить. И еще. То, чоо является границей для тебя, не обязательно граница для другого. Обратное тоже верно * Вообще, тема границ одна из важнейших, если не важнейшая. Границы это кейлим. Как правило, отсутствие равновесия в душе приводит к тому, что иногда границы слишком жесткие, а иногда они разрушаются вообще. Т.е., скорее всего, есть или равновесие или его отсуствие. Человек, у которого нарушено равновесие будет или ставить слишком жесткие рамки, или наоборот разрушать все рамки. Я не знаю, можно ли это делать одновременно, но то что может быть такой «маятник» — «все-закрыто-все-разрешено» это однозначно. Тогда цель — это равновесие. Не закрывать все на замок. Но и не ломать все преграды