Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

16

Майса, которая у меня время от времени всплывает в сознании. Цемах Цедек как то раз пришел в какое-то местечко, и ему сказли, что есть несколько молодых людей, которые хотят зайти к нему на йехидус, но при этом «стесняются»… (речь шла, как отмечается в майсе, о «проблемах, на которые обычно жалуются молодые люди»).. Цемах Цедек, рассказывается в майсе, «начал выть как прирезанный бык». Он сказал: «Стесняются? Вся их будущая жизнь зависит от того, чтобы прийти на йехидус. И они стесняются!?»
Вс-вышний говорит человеку (это известно, и открытым текстом во многих местах): ты грешник, и то, что ты учишь Мою Тору — это только втаптывает Мою Тору в грязь. И добавляет сил клипот. Но все равно продолжай учить Тору, ибо «источник света в ней вернет тебя к добру»
Рав говорит (вот здесь: http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/yein-yitzchak/tanya-248-viduy.htm) что Вс-вышний не показывает человеку все его грехи, всю глубину того зла, в котором он плавает. Иначе у человека просто могут подкоситсья ноги и он упадет…
Рав говорит (в уроке, котоый я сейчас перевожу) что есть два основных понятия — итхадшут и итхазкут, обновление и укрепление. Сейчас очень любят говорить «укрепиться». Это сефардский жаргон, но сейчас все так говорят «он митхазек» типа начал чуть серьезнее соблюдать. Но обновление — это вообще другое. У меня ассоциируется с той моделью, о которой рав говорит в последнее время очень много. Голова-тело. Голова хочет «обновиться». Тело — «укрепиться». Собственно, это два подхода к современному иудаизму. «Обновиться» — иудаизм должен обновиться, говорят люди, которые в аспекте «головы».
Нужно понять одну простую вещь. Тогда многие другие вещи, может быть, тоже станут понятны. Лучше всего это звучит на идиш. «Хасидус монт пнимиюс». «Хасидизм требует пнимиюс». Что такое пнимиюс? Б-г в иудаизме находится вовне человека. И Б-г приказывает человеку, что он должен делать. И наказывает человека, если он не делает то, что он должен делать. И награждает человека, если он делает то, что ему приказано. Б-г в хасидизме находится внутри человека. Внутри глубины его сердца. Внутри глубины его души. Б-г в хасидизме — это сердце и совесть человека. И этот Б-г, хасидский Б-г, ничего не приказывает человеку. Это его собственая совесть ему приказывает. Это его собственная душа ему говорит.
Мошиах — это махшава. Мошиах — это исправление мысли, подсознания, а не действия. Хотя Мошиах исправляет действие тоже, но это следствие исправления мысли. Может поэтому в Тании говорится (и это одно из главных мест в Тании (гл. 22) איש את רעת רעהו אל תחשבו בלבבכם כתיב ולא תעלה על לב לעולם ואם תעלה יהדפנה מלבו כהנדוף עשן וכמו מחשבת ע»ז ממש. (Шамировский перевод) «Сказано: «Да не зародится в глубине сердца человека мысль о недостатках его ближнего»[37]. Пусть никогда не появятся в ваших сердцах такие мысли, а если это и случится – гоните их прочь подобно тому, как [ветер] разгоняет дым, – точно так же, как [вы отогнали бы] мысли о том, чтобы служить идолам.»