Нужно понять одну простую вещь. Тогда многие другие вещи, может быть, тоже станут понятны. Лучше всего это звучит на идиш. "Хасидус монт пнимиюс". "Хасидизм требует пнимиюс". Что такое пнимиюс?
Б-г в иудаизме находится вовне человека. И Б-г приказывает человеку, что он должен делать. И наказывает человека, если он не делает то, что он должен делать. И награждает человека, если он делает то, что ему приказано.
Б-г в хасидизме находится внутри человека. Внутри глубины его сердца. Внутри глубины его души. Б-г в хасидизме - это сердце и совесть человека. И этот Б-г, хасидский Б-г, ничего не приказывает человеку. Это его собственая совесть ему приказывает. Это его собственная душа ему говорит.
Об этом говорит рав Ицхак Гинзбург, что "руах а-кодеш" - когда раскрывается глубина души человека - это выше, чем раскрытие Элиягу. Ибо раскрытие Элиягу - это нечто внешнее относительно человека. А раскрытие собственной души - йехида - это куда выше.
В этом вся разница между хасидизмом и иудаизмом. Об этом, возможно, сказали ХазалЬ, что "мицвот отменятся в будущем". Все назначение заповедей - это разбудить сердце человека, пробудить совесть человека. Когда она уже пробудилась - заповеди "отменяются".
Какой иудаизм сегодня нам нужен? Нам нужна суперпозиция, соединение этих обоих ипостасей иудаизма, внешнего и внутреннего иудаизма.
Но если иудаизм, если тшува, если вера, гасит огонь души человека, глушит голос совести человека - это анти-вера, и это анти-тшува, и это анти-иудаизм.
Это достаточно тонко. Пнимиют и хицониют, внешнее и внутреннее - это как голова и тело. Голова и тело противоположны друг другу. То, что хорошо для тела, плохо для головы. Обратное тоже верно.
"Правила игры" на "внешнем" поле и на "внутреннем" поле - также диаметрально противоположны.
На "внешнем" поле главное правило - "слушай что тебе говорят" (каббалат ол).
На "внутреннем" поле главное правило - слушай еле-слышный голос, "голос тонкой тишины" своей собственной души.
Внутреннее не может сущестовать без внешнего. Голова не может сущестовать без тела (тело без головы, как раз, может, и даже очень хорошо может сущестовать. Это называется "овощ", как мы знаем, не дай Б-г, ни про кого не будь сказано).
Для живого здорового организма нужно и внешнее и внутреннее. Где нужно работать на "внешнем" уровне, а где - на "внутреннем" - возможно, это и есть самый сложный и смаый тонкий вопрос служения.
Евреи отошли от Торы не потому что им стало технически сложно исполнять заповеди. Они отошли от Торы потому что начали ощущать диссонанс между внешним и внутренним.
Евреи вернутся к Торе, когда этот диссонанс будет скорректирован.