Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Нужно понять одну простую вещь

Нужно понять одну простую вещь. Тогда многие другие вещи, может быть, тоже станут понятны. Лучше всего это звучит на идиш. «Хасидус монт пнимиюс». «Хасидизм требует пнимиюс». Что такое пнимиюс? Б-г в иудаизме находится вовне человека. И Б-г приказывает человеку, что он должен делать. И наказывает человека, если он не делает то, что он должен делать. И награждает человека, если он делает то, что ему приказано. Б-г в хасидизме находится внутри человека. Внутри глубины его сердца. Внутри глубины его души. Б-г в хасидизме — это сердце и совесть человека. И этот Б-г, хасидский Б-г, ничего не приказывает человеку. Это его собственая совесть ему приказывает. Это его собственная душа ему говорит. Об этом говорит рав Ицхак Гинзбург, что «руах а-кодеш» — когда раскрывается глубина души человека — это выше, чем раскрытие Элиягу. Ибо раскрытие Элиягу — это нечто внешнее относительно человека. А раскрытие собственной души — йехида — это куда выше. В этом вся разница между хасидизмом и иудаизмом. Об этом, возможно, сказали ХазалЬ, что «мицвот отменятся в будущем». Все назначение заповедей — это разбудить сердце человека, пробудить совесть человека. Когда она уже пробудилась — заповеди «отменяются». Какой иудаизм сегодня нам нужен? Нам нужна суперпозиция, соединение этих обоих ипостасей иудаизма, внешнего и внутреннего иудаизма. Но если иудаизм, если тшува, если вера, гасит огонь души человека, глушит голос совести человека — это анти-вера, и это анти-тшува, и это анти-иудаизм. Это достаточно тонко. Пнимиют и хицониют, внешнее и внутреннее — это как голова и тело. Голова и тело противоположны друг другу. То, что хорошо для тела, плохо для головы. Обратное тоже верно. «Правила игры» на «внешнем» поле и на «внутреннем» поле — также диаметрально противоположны. На «внешнем» поле главное правило — «слушай что тебе говорят» (каббалат ол). На «внутреннем» поле главное правило — слушай еле-слышный голос, «голос тонкой тишины» своей собственной души. Внутреннее не может сущестовать без внешнего. Голова не может сущестовать без тела (тело без головы, как раз, может, и даже очень хорошо может сущестовать. Это называется «овощ», как мы знаем, не дай Б-г, ни про кого не будь сказано). Для живого здорового организма нужно и внешнее и внутреннее. Где нужно работать на «внешнем» уровне, а где — на «внутреннем» — возможно, это и есть самый сложный и смаый тонкий вопрос служения. Евреи отошли от Торы не потому что им стало технически сложно исполнять заповеди. Они отошли от Торы потому что начали ощущать диссонанс между внешним и внутренним. Евреи вернутся к Торе, когда этот диссонанс будет скорректирован.