Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

17

А вот это вообще круто (из письма Натана из Газы): «Не следует сегодня справлять «тикун хацот», т.е., плакать и сокрушаться об изгнании Шехины, ибо она начала подниматься с земли, и тот, кто оплакивает ее сейчас — он лишь вредит, и нечистая сторона присоединяется к нему, и плачет вместе с ним» (меня как то спросили у рабби Амоса, почему хабадники не читают тикун хацот… Так вот ответ…) וכן ‘אין לעשות עוד תיקון חצות , היינו לבכות ולהתאבל בשביל גלות השכינה , כי עתה התחילה לקום מהארץ והבוכה עתה ומתאבל עליה הוא
Замечательная цитата из умеренно-саббатианского текста (из книги Гершона Шолема): «Все гоим и все философы признают существование первопричины, стоящей во главе цепочки причин. И каждый, имеющий хоть сколько то разума, это признает, то в чем же тогда состоит смысл религиозного откровения? Какой религиозный смысл есть в посыле, ясном также и без всякой религии? Следовательно, в самом этом знании (существовании первопричины) нет никакого религиозного смысла. Та «первопричина», существование которой признавали и Нимрод, и Фараон, и индийцы поклоняются ей — это вообще не тема для религии. Она не имеет никакого отношения к миру и к творению. Также нет у нее «провидения», добра или зла.
«Рассказывал р. Йоэл, проповедник местечка Немиров: Однажды пришел Шабтай Цви к Баал Шем Тову и просил исправления для души своей. И обьяснил р. Йоэл, что исправление заключается в том, что праведник связывает свою душу с душой грешника. Нефеш с Нефеш грешника, и Руах с Руах грешника, и Нешама с Нешама грешника (Нефеш, Руах, Нешама — различные ступени души). И Баал Шем Тов начал осторожно связывать свою душу с его душой, ибо тот был великим грешником. И однажды Баал Шем Тов заснул. И пришел к нему (во сне) Шабтай Цви, и начал увещевать его сменить веру не дай Б-г, и бросил его в бездну, пока не упал буквально в ад. И Баал Шем Тов посмотрел на место, где он находится, и увидел там Йешу на столе, который называется табл, и сказал Баал Шем Тов, что была в нем искра Мошиаха, но нечистая сторона схватила его в свои сети.
А вот собственно, вся суть саббатианства «на одной ноге». «Есть высокодуховные люди, и обычная мораль на них не распространяется». Чем то напоминает супер-человека Ницше? Возможно, только саббатианцы его опередили на сотню а то и на две сотни лет. Все многочисленные секты в иудаизме, считающие себя свободными от морали, вполне могут взять этот принцип в качестве своего девиза. Единственная разница — есть разные подходы. Или «аморальность» и над-греховность это только для особо одаренных (как например рав Берланд). Или это для всех…
«Одни (саббатианцы) говорили — «в новом, возвышенном мире, вообще нет греха, и поэтому все разрешено и свято. А другие считали, наоборот, следует уничтожить мир «брия», как сейчас называется тот мир, в котором мы существуем, посредством того, что мы растопчем все его ценности своими ногами, сбросим с себя все его законы, и достигнем истинной свободы. Одни говорили: следует высвободить все искры, упавшие в клипу, которые все еще там остались. А другие говорят, наоборот, следукет наполнить ее святостью до такой степени, что она (клипа) не сможет больше ее вынести и взорвется. «