Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

20

Мидраш говорит: אמר ר’ שמעון: אב לא למדו ורב לא היה לו, ומהיכן למד את התורה? אלא זימן לו הקדוש ברוך הוא שתי כליותיו כמין שני רבנים, והיו נובעות ומלמדות אותו תורה וחכמה, הה»ד (תהלים טז): אברך את ה’, אשר יעצני, אף לילות יסרוני כליותי. «Сказал рабби Шимон: отец не учил его, и учителя не было у него, и откуда же он учил Тору? Но Вс-вышний послал ему две почки его, подобно двум раввинам, и они обучали его Торе и мудрости. И так говорится в Псалмах: «Благословлю Б-га, который советовал мне, и ночами наставляли меня почки мои»
Картозо говорит, что в средние века евреи (и весь мир) перестали молиться «Б-гу пророков» и стали молиться абстрактной «Первопричине». Вполне накладывается на известный мидраш, как после греха дерева познания Шехина удаляется от земли. И последующие грехи удаляют Шехину все выше и выше. Пока Б-г не превращается в полную абстракцию. И чем выше поднимается Б-г, тем ниже должен опуститься человек, чтобы постичь его, тем меньше он должен стать, чтобы «увидеть» Его. В этом смысле каббала (как об этом говорит Картозо) это попытка вернуть Б-га назад на землю. Опустить Шехину вниз.
Меня тут спрашивают как же так можно говорить что Тора изменяется? Ведь Тора вечна и бесконечна, а также неизменна… А такде истинна потому что она верна.. Я с одной стороны рад что кому то так за Тору обидно… Умеющих читать пл еврейски я отсылаю к уроку рава Гинзбурга полтора года назад 8 сивана 5777 Не умеющим и не желающим я попытаюсь обьяснить. Для начала вопрос об определениях. Самое простое определение Торы — Тора от языка «ораа». Т.е. руководство к действию. Очевидно что «лемаасэ» для для двух разных людей может быть разная «ораа». В зависимости от кучи факторов. В этом смысле у каждого человека в каждый данный момент времени есть своя Тора. А если обстоятельства изменятся то и ораа — практическое указание что надо делать — также изменится.