Мидраш говорит:
אמר ר' שמעון: אב לא למדו ורב לא היה לו, ומהיכן למד את התורה?
אלא זימן לו הקדוש ברוך הוא שתי כליותיו כמין שני רבנים, והיו נובעות ומלמדות אותו תורה וחכמה, הה"ד (תהלים טז): אברך את ה', אשר יעצני, אף לילות יסרוני כליותי.
"Сказал рабби Шимон: отец не учил его, и учителя не было у него, и откуда же он учил Тору? Но Вс-вышний послал ему две почки его, подобно двум раввинам, и они обучали его Торе и мудрости. И так говорится в Псалмах: "Благословлю Б-га, который советовал мне, и ночами наставляли меня почки мои"
Картозо говорит, что в средние века евреи (и весь мир) перестали молиться "Б-гу пророков" и стали молиться абстрактной "Первопричине".
Вполне накладывается на известный мидраш, как после греха дерева познания Шехина удаляется от земли. И последующие грехи удаляют Шехину все выше и выше. Пока Б-г не превращается в полную абстракцию. И чем выше поднимается Б-г, тем ниже должен опуститься человек, чтобы постичь его, тем меньше он должен стать, чтобы "увидеть" Его.
В этом смысле каббала (как об этом говорит Картозо) это попытка вернуть Б-га назад на землю. Опустить Шехину вниз.
Меня тут спрашивают как же так можно говорить что Тора изменяется? Ведь Тора вечна и бесконечна, а также неизменна... А такде истинна потому что она верна..
Я с одной стороны рад что кому то так за Тору обидно...
Умеющих читать пл еврейски я отсылаю к уроку рава Гинзбурга полтора года назад 8 сивана 5777
Не умеющим и не желающим я попытаюсь обьяснить.
Для начала вопрос об определениях.
Самое простое определение Торы - Тора от языка "ораа". Т.е. руководство к действию. Очевидно что "лемаасэ" для для двух разных людей может быть разная "ораа". В зависимости от кучи факторов. В этом смысле у каждого человека в каждый данный момент времени есть своя Тора. А если обстоятельства изменятся то и ораа - практическое указание что надо делать - также изменится.