Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Меня тут спрашивают как же так можно говорить что Тора изменяется? Ведь Тора вечна и бесконечна а также

Меня тут спрашивают как же так можно говорить что Тора изменяется? Ведь Тора вечна и бесконечна, а также неизменна… А такде истинна потому что она верна.. Я с одной стороны рад что кому то так за Тору обидно… Умеющих читать пл еврейски я отсылаю к уроку рава Гинзбурга полтора года назад 8 сивана 5777 Не умеющим и не желающим я попытаюсь обьяснить. Для начала вопрос об определениях. Самое простое определение Торы — Тора от языка «ораа». Т.е. руководство к действию. Очевидно что «лемаасэ» для для двух разных людей может быть разная «ораа». В зависимости от кучи факторов. В этом смысле у каждого человека в каждый данный момент времени есть своя Тора. А если обстоятельства изменятся то и ораа — практическое указание что надо делать — также изменится. Есть также понятие зеир тфей. «Основная заповедь» для каждого человека она разная. И для каждого поколения она разная. Собственно это в Тании открытым текстом. Что в прежних поколениях главная мицвп была учиться. А в наших поколкеиях основная заповедь это цдака. Так меняется Тора или нет? Понятно что это скорее формальный ответ. Рав в вышеупомянутом уроке говорит что Тора неизменна наверху. Но изменяется внизу. Я все же считаю что вопрос чуть глубже. Рав Шагар говорит, что Тора это «язык». То есть буквы и слова все те же. Но смысл может быть совершенно иной. На мой взгляд Тора в самой своей сути это диалог. Диалог между Б-гом и миром. Между Б-гом и еврейским народом. И Тора построена как диалог. Еарейство начинается как диалог. Первый еврей, Авраам, щадает «неудобный» вопрос. «Почему-то» так получается, что первый диалог первого еврея касается… общечеловеческой морали. Забавно, правда? Реформист, прямо, какой то, это Авраам… Причем по чисто религиозным вопросам у него нет сомнений. Сказали зарежь своего сын? Пошел и зарезал бы… Но вот в области морали — тут Авраам считает нетбходимвм вмешаться… Интересно, что та же ситуация повторяется с Моше. В религиозных вопросах он полагается на Б-га. В вопросах морали? Отнюдь! «За что ты сделал зло этому народу», «сотри меня из книги которую Ты написал» Легко видеть что также и пророки продолжают эту традицию. Религия идет сверху. Но моральный императив идет снизу, от человека. Вот такой вот диалог.