Меня тут спрашивают как же так можно говорить что Тора изменяется? Ведь Тора вечна и бесконечна а также

Меня тут спрашивают как же так можно говорить что Тора изменяется? Ведь Тора вечна и бесконечна, а также неизменна... А такде истинна потому что она верна.. Я с одной стороны рад что кому то так за Тору обидно... Умеющих читать пл еврейски я отсылаю к уроку рава Гинзбурга полтора года назад 8 сивана 5777 Не умеющим и не желающим я попытаюсь обьяснить. Для начала вопрос об определениях. Самое простое определение Торы - Тора от языка "ораа". Т.е. руководство к действию. Очевидно что "лемаасэ" для для двух разных людей может быть разная "ораа". В зависимости от кучи факторов. В этом смысле у каждого человека в каждый данный момент времени есть своя Тора. А если обстоятельства изменятся то и ораа - практическое указание что надо делать - также изменится.

Есть также понятие зеир тфей. "Основная заповедь" для каждого человека она разная. И для каждого поколения она разная. Собственно это в Тании открытым текстом. Что в прежних поколениях главная мицвп была учиться. А в наших поколкеиях основная заповедь это цдака.

Так меняется Тора или нет?

Понятно что это скорее формальный ответ. Рав в вышеупомянутом уроке говорит что Тора неизменна наверху. Но изменяется внизу.

Я все же считаю что вопрос чуть глубже. Рав Шагар говорит, что Тора это "язык". То есть буквы и слова все те же. Но смысл может быть совершенно иной.

На мой взгляд Тора в самой своей сути это диалог. Диалог между Б-гом и миром. Между Б-гом и еврейским народом. И Тора построена как диалог. Еарейство начинается как диалог. Первый еврей, Авраам, щадает "неудобный" вопрос. "Почему-то" так получается, что первый диалог первого еврея касается... общечеловеческой морали. Забавно, правда? Реформист, прямо, какой то, это Авраам... Причем по чисто религиозным вопросам у него нет сомнений. Сказали зарежь своего сын? Пошел и зарезал бы... Но вот в области морали - тут Авраам считает нетбходимвм вмешаться... Интересно, что та же ситуация повторяется с Моше. В религиозных вопросах он полагается на Б-га. В вопросах морали? Отнюдь! "За что ты сделал зло этому народу", "сотри меня из книги которую Ты написал" Легко видеть что также и пророки продолжают эту традицию. Религия идет сверху. Но моральный императив идет снизу, от человека. Вот такой вот диалог.

Запись опубликована в рубрике: .