Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

29

Если я правильно понимаю, для Ашлагистов высшим уровнем является абсолютный альтруизм. Отдавать ничего не получая взамен. Очевидно для автора Тании это не так. Он говорит о «ашпаа» что «любая ашпаа только в любви» и приводит два примера. Отец который учит сына. Чем больше его (отца) любовь тем лучше и глубже будет понимание сына. Второй пример в Тании половой акт. Чем больше страсть тем больше и т.д. Можно ьи тогда сказать что Ашлаг говорит о «холодной» отдаче как об идеале. А идеал Алтер Ребе отдача основанная на любви?
Когда то у меня дома была книжка рава Ашлага «акдамот» («предисловия»). Я честно пытался читать, почти ничего не понял, да и не очень было «мое». Однако одна фраза врезалась в память, и на мой взгляд, это ключ к пониманию очень многих вещей. Фраза была такая: «кли (сосуд) — это желание получить». Конец цитаты. Что мне это говорит? Вс-вышний создал этот мир, чтобы ему было кому раскрыть свое милосердие. Но как можно раскрыть любовь и милосердие к тому, кто в этом не нуждается? Ответ: собственно, никак.
…И поэтому человек приходит в этот мир абсолютно беспомощным и абсолютно нуждающимся. Наверное, потому, что Вс-вышний хочет научить его, хочет преподать ему самый важный урок — можно быть беспомощным. Можно быть нуждающимся (прежде всего, конечно нуждающимся в материнской любви). И у этого новорожденного ребенка есть гениальная способность — кричать об этой своей беспомощности и нуждаемости. И у него есть вера, что есть тот, кто услышит и прийдет ему на помощь. Собственно это — основа всего.
И поэтому Тора — на самое деле это «признание в любви» Вс-вышнего еврейскому народу. «Возлюбил я вас, говорит Вс-вышний». И поэтому известная сказка рабби Нахмана о том, как жених ищет свою невесту — скорее всего о том же самом, как Вс-вышний ищет, как разбудить свою «спящую красавицу» — еврейский народ. И поэтому возвращение в Сион и создание Страны Израиля — это начало пробуждения и начало избавления. *** И поэтому те, кто хочет остаться в галуте, и противится созданию этой страны, и всему что она олицетворяет — они просто хотят оставить Вс-вышнего в изгнании, и оставить народ Израиля в изгнании. Они боятся «интима» с Вс-вышним. Они предпочитают видеть в Нем грозного царя и строгого отца. Им страшно от мысли увидеть в Нем партнера, признающегося в любви своему народу — «пришел я в сад мой, сестра моя, невеста моя».
*** …И поэтому антипод веры — атеизм, и особенно — крайний атеизм Совка — отказывал также и любви в праве на существование. Как мы все хорошо помним, «в Советском Союзе секса нет». *** И поэтому Любавич называется «Любавич», поднять и очистить истерзанное и изгаженное слово «любовь», вернуть ему первозданную чистоту и смысл כשמחך יצירך בגן עדן מקדם (фраза их текста «семи благословений», читаемых во время «семи дней пира» каждой новой еврейской семьи. Приблизительный перевод — «радостью возрадует любимых друзей, подобно тому как радовал тебя Вс-вышний в Райском саду изначально».
Отлично сказано: «Как выбрать, где моё место? Когда-то слышал от известного русскоязычного лектора: приехав в Израиль, он обратился с этим вопросом к Раву Ицхаку Зильберу, благословенна память праведника. Тот ему мудро ответил: походи, посмотри, и там, где почувствуешь атмосферу богобоязненности, оставайся.»
Для того чтобы сделать тшуву и привести избавление — недостаточно ходить по протоптанным дорожкам. Требуется «леалтер» — изобретать нечто новое. Та тшува, о которой пишется в книгах — она уже не работает. Сейчас требуется новая тшува. «леалтер» (изобрести) тшуву и «леалтер» (изобрести) геула. Та тшува, которая приведет избавление — не написана ни в одной книге. (Рав Ицхак Гинзбург, урок моцей шабат слихот 5777) Перекликается с сегодняшним разделом Тании: Каждый еврей в состоянии проникнуть в тайны [сфиры Хохма], (сделать открытие [в Торе]) и прийти к новому пониманию как ее законов, так и Агады – и на том ее уровне, где речь идет о реалиях физического мира, и на том, где говорится о тайнах Б-жественного и о высших мирах. [Это дано всем – ] в соответствии с уровнем их души, и каждый обязан реализовать свой потенциал, чтобы привести душу к совершенству, освободив [из плена «клипот»] те искры, которые ему предначертано вознести в их высший источник.Т.е., автор Тании говорит как раз обратное. Каждый еврей может и обязан открывать новое в Торе