Боль, ощущаемая в идее тшувы, в самом ее начале, происходит от разрыва, когда дурные части души, которым нет исправления, пока они соединены в единое целое с организмом души, портят всю душу и повреждают ее. И посредством тшувы они отделяются и отрываются от основной сущности души. И каждый такой отрыв приносит с собой боль, как боль, когда отрезают испорченный орган тела из медицинских соображений. И это есть наиболее внутренние страдания, посредством которых человек выходит на свободу из темноты рабства своих грехов и низменных страстей и их горьких последствий. Подобно тому, как по закону Торы раб, которому хозяин выбил зуб или глаз, выходит на свободу. «Счастлив человек, которого наказывает Вс-вышний и из Торы твоей научишь его»
Еще небольшой отрывок из "Орот аТшува".
Как я понимаю, рав различает грех, как частный случай и случайное "падение" (и боль греха есть следствие наружение "принципа подобия" между индивидуумом и мирозданием), и грех, коренящийся в самой природе души. Об этом, последнем, варианте, он говорит в п. 3 восьмой главы Орот аТшува.
Какой же критерий предлагает рав Кук, чтобы понять, или это грех случайный, или же это связано с дурным корнем души? Ответ - "дурной глаз". Человек, который видит в мире лишь черноту, смотрит на мир дурным глазом - говорит рав - это всего лишь отражение дурного характера его собственной души. Его насмешка над мирозданием - смех глупца, не способного постичь благо Б-жественного света...
"Пойте Тому, кто рад, когда его побеждают". Ибо нужно как если бы "победить" Его. Ибо несмотря на то чтт кажется человеку, что Вс-вышний не хочет приблизить его, ибо он много грешил, и также сейчас не ведет себя так как нужно по воле Вс-вышнего, тем не менее следует человеку укрепиться и пасть ниц перед Ним и простирать свои руки к Нему дабы смиловался над ним и приблизил его к служению Ему. "Ибо несмотря ни на что я хочу остаться евреем".
Получается, что он хлчет "победить" Вс-вышнего и у Вс-вышнего есть радость от того, что как если бы Его победили
А вот такой вопрос на засыпку перед субботой, на первый взгляд дебильный: где находится Б-г?
Для начала извкстная майса: один студент подошел к Ребе и задал ему этот вопрос. Ребе очертил рукой круг - "Б-г везде". Студент не успокоился и спросил: "Ребе, я серьезно!" Ребе тоже стал серьезен и показал ему на сердце. Студент стал плакать, и аажется сделал тшуву...
По крайней мере можно предположить несколько геометрий - какие то обрывочные сведения из уроков Ифраха:
1. Б-г наверху я внизу
2. То же что и первое, но не прямая линия а сфера. Т.е. Б-г это тот, что над всеми "галгалим" (они же сфирот, они же "сферы"). А "самая нижняя точка" - ниже которой нет - это человек.