18
«строй свою метафизику, иначе тебя накормят готовыми формами, от которых будешь всю жизнь блевать»
http://baaltii1.livejournal.com/200269.html
Начало здесь: http://baaltii1.livejournal.com/198675.html — про науку и религию
Нашел у Арье Ольман (Arye Olman)
דוקא מתוך התשובה האמיתית הטהורה צריכים לשוב אל העולם ואל החיים. ובזה משיבים את הקדושה על מכונה וממליכים את השכינה בעולם.
======================
Как раз истинная и чистая тшува должна вернуть человека назад к этому миру и жизни. И тем самым возвращают Святость к ее основанию и воцаряют Б-жественное присутствие в мире
(Орот аТшува 14б 30)
Когда Моше потребовалось сделать Менору (Храмовый светильник) — он так и не сумел сделать ee самостоятельно. Пока Вс-вышний не сказал ему «брось талант золота в огонь и она сама сделается». Есть еще одно похожее место — про «огненную монету» — когда Вс-вышний показывает Моше «огненную монету» — «вот такую монету жертвуйте на Храм». Есть еще одно — «вот такую (луну) увидишь — и освящай новомесячье»…
К чему это все? Был на субботу на Махпеле. Стыдно сказать, впервые в жизни… На главу Шлах сьехалось несколько ешив из Шомрона, и несколько десятков бреславских хасидов. Ну и местные, конечно же, из Кирьят Арба и Хеврона. Вечером «по техническим причинам» евреям вход в Махпелу запрещен, так что все молились на одной площадке — пять или шесть миньянов разных размеров и нусахов. В основном молодежь конечно. В основном с длинными пейсами, огромными кипами и горящими глазами..
А как вот такое: степень религиозной свободы обратно пропорциональна степени религиозной энергии?
Йегуда Ифрах об этом регулярно пишет.
Ничего личного. Просто полезно иногда себя спросить: какой степенью личной свободы я готов поступиться ради принадлежности к той или иной религиозной группе? Или просто понять что бесплатного сыра не бывает. Кстати, и к Хабаду и к Бреславу это тоже вполне относится….
А почему так сложно предположить что Вс-вышний разговаривает с нами на нескольких языках одновременно? В аспекте «אחת דיבר אלוקים שתים זו שמעתי»?
И каждый из миров имеет свой язык. И «семьдесят лиц у Торы» в сущности можно понимать как «семьдесят языков у Торы»?
Arye Olman