Еще небольшой отрывок из "Орот аТшува".
Как я понимаю, рав различает грех, как частный случай и случайное "падение" (и боль греха есть следствие наружение "принципа подобия" между индивидуумом и мирозданием), и грех, коренящийся в самой природе души. Об этом, последнем, варианте, он говорит в п. 3 восьмой главы Орот аТшува.
Какой же критерий предлагает рав Кук, чтобы понять, или это грех случайный, или же это связано с дурным корнем души? Ответ - "дурной глаз". Человек, который видит в мире лишь черноту, смотрит на мир дурным глазом - говорит рав - это всего лишь отражение дурного характера его собственной души. Его насмешка над мирозданием - смех глупца, не способного постичь благо Б-жественного света...
http://chassidus.ru/library/rav_kook/orot-hatshuva/8.1.htm
======================
В принципе, у меня уже довольно долго крутится в голове мысль, что все т.н. "частные" или, скажем "религиозные" грехи, всего лишь "проявляют" (в "фотографическом" смысле, как проявление фотопленки или как рентген) некоторые сущностные дефекты души человека. И возможно, что в этом суть נורא עלילה על בני אדם и греха Адама. Внешне он был совершенен, но внутренне он не был исправлен. И эта внутренняя неисправленность всего лишь проявилась в истории Древа познания. Мое личное мнение, есс-но, не более того