10

Рав Фруман за"ль не "преподает" рабби Нахмана. Он вызволяет рабби Нахмана из изгнания. Рабби Нахман - это _очень много_ про "пгам брит" - настолько много, что за этим, кажется, уже ничего остального не видно. Рабби Нахман - это _очень много_ про "нисьонот", про "шифлут" - так много, что кажется, ничего другого там не найти. И приходит рав Фруман (и также рав Шагар) - и вызволяют эту Тору из изгнания. Раскрывают в галутных облачениях учения рабби Нахмана ее избавительный смысл и содержание. "А-Тора а-гоэлет" - "Избавляющая Тора" рава Кука
Рав Фруман. "Хасиды смеются над этим" 170 В чем различие между "кто" и "что"? "Что" – это вопрос о содержании, о сущности. Что ты из себя представляешь? Я еврей, религиозный, "кипа сруга", бахур йешива и т.д. Есть у меня различные характеристики. Мой характер, моя психология – это все часть моего "что". Но есть также сама личность. Это "кто" я. Человек – это не просто набор характеристик и дел. Есть также кто-то, кто за пределами этого всего. Много лет назад меня потрясло понимание того, что центральный вопрос в религиозном мире – это или ты воспринимаешь Вс-вышнего как "что" или как "кто". Как правило, мы воспринимаем Его как нечто, как некоторое содержание, как идеологию, как мир определенных ценностей. Это подход "что", и это Шехина. Но иногда вся эта религиозная идеология рушится. Шехина в изгнании. В таком положении "кто" способно спасти "что". В более высоком восприятии Вс-вышний это "кто", я воспринимаю его как некто, и тогда есть личное, интимное отношение к Нему. И оно излечивает религиозную идеологию. Высшая има (мама), которая называется "кто", исправляет Шехину. "Что" – это Слава Вс-вышнего, но "Кто" – это Царь Славы.
(по мотивам рава Фрумана ז"ל и יבדל לחיים טובים Йегуды Ифраха) Правые и левые - это, в сущности, Рахель и Лея у Аризаля. Рахель - природное начало в Израиле. Лея - как выражается Йегуда Ифрах, "дриша мусарит гвоа" - высокие моральные требования. Йегуда говорит полушутя полусерьезно, что Рахель - это "сефардская женщина", природная и естественная, и Яаков как только увидел ее влюбился с первого взгляда. А Лея - типичная левая ашкеназка. Профессор Тель Авивского университета... Проблема не в том, что правые слишком правы, а левые слишком левы. Проблема в том, что они практически не готовы слушать друг друга. Тем самым "парцуф" разрывается на две несвязанные части. Еще рав Левингер говорил об этом (читал как то его иинтервью в Бешева, где он говорит, что пока были левые правительства - был диалог между правыми и левыми. А сейчас, когда правительтсва правые - то никакого диалога нет. И поэтому левые все левеют и левеют. И вина в этом - как говорит рав Левингер - правых. А от отчаяния человек может дойти до таких поступков, до которых в нормальном состоянии он никогда себе не позволит опуститься.

Запись опубликована в рубрике: .