Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Рав Фруман за»ль не «преподает» рабби Нахмана. Он вызволяет рабби Нахмана из изгнания. Рабби Нахман — это _очень много_ про «пгам брит» — настолько много, что за этим, кажется, уже ничего остального не видно. Рабби Нахман — это _очень много_ про «нисьонот», про «шифлут» — так много, что кажется, ничего другого там не найти. И приходит рав Фруман (и также рав Шагар) — и вызволяют эту Тору из изгнания. Раскрывают в галутных облачениях учения рабби Нахмана ее избавительный смысл и содержание. «А-Тора а-гоэлет» — «Избавляющая Тора» рава Кука
Рав Фруман. «Хасиды смеются над этим» 170 В чем различие между «кто» и «что»? «Что» – это вопрос о содержании, о сущности. Что ты из себя представляешь? Я еврей, религиозный, «кипа сруга», бахур йешива и т.д. Есть у меня различные характеристики. Мой характер, моя психология – это все часть моего «что». Но есть также сама личность. Это «кто» я. Человек – это не просто набор характеристик и дел. Есть также кто-то, кто за пределами этого всего. Много лет назад меня потрясло понимание того, что центральный вопрос в религиозном мире – это или ты воспринимаешь Вс-вышнего как «что» или как «кто». Как правило, мы воспринимаем Его как нечто, как некоторое содержание, как идеологию, как мир определенных ценностей. Это подход «что», и это Шехина. Но иногда вся эта религиозная идеология рушится. Шехина в изгнании. В таком положении «кто» способно спасти «что». В более высоком восприятии Вс-вышний это «кто», я воспринимаю его как некто, и тогда есть личное, интимное отношение к Нему. И оно излечивает религиозную идеологию. Высшая има (мама), которая называется «кто», исправляет Шехину. «Что» – это Слава Вс-вышнего, но «Кто» – это Царь Славы.
(по мотивам рава Фрумана ז»ל и יבדל לחיים טובים Йегуды Ифраха) Правые и левые — это, в сущности, Рахель и Лея у Аризаля. Рахель — природное начало в Израиле. Лея — как выражается Йегуда Ифрах, «дриша мусарит гвоа» — высокие моральные требования. Йегуда говорит полушутя полусерьезно, что Рахель — это «сефардская женщина», природная и естественная, и Яаков как только увидел ее влюбился с первого взгляда. А Лея — типичная левая ашкеназка. Профессор Тель Авивского университета… Проблема не в том, что правые слишком правы, а левые слишком левы. Проблема в том, что они практически не готовы слушать друг друга. Тем самым «парцуф» разрывается на две несвязанные части. Еще рав Левингер говорил об этом (читал как то его иинтервью в Бешева, где он говорит, что пока были левые правительства — был диалог между правыми и левыми. А сейчас, когда правительтсва правые — то никакого диалога нет. И поэтому левые все левеют и левеют. И вина в этом — как говорит рав Левингер — правых. А от отчаяния человек может дойти до таких поступков, до которых в нормальном состоянии он никогда себе не позволит опуститься.