Рав Фруман. "Хасиды смеются над этим" 170 В чем различие между "кто" и "что"? "Что" – это вопрос о содержании, о сущности. Что ты из себя представляешь? Я еврей, религиозный, "кипа сруга", бахур йешива и т.д. Есть у меня различные характеристики. Мой характер, моя психология – это все часть моего "что". Но есть также сама личность. Это "кто" я. Человек – это не просто набор характеристик и дел. Есть также кто-то, кто за пределами этого всего. Много лет назад меня потрясло понимание того, что центральный вопрос в религиозном мире – это или ты воспринимаешь Вс-вышнего как "что" или как "кто". Как правило, мы воспринимаем Его как нечто, как некоторое содержание, как идеологию, как мир определенных ценностей. Это подход "что", и это Шехина. Но иногда вся эта религиозная идеология рушится. Шехина в изгнании. В таком положении "кто" способно спасти "что". В более высоком восприятии Вс-вышний это "кто", я воспринимаю его как некто, и тогда есть личное, интимное отношение к Нему. И оно излечивает религиозную идеологию. Высшая има (мама), которая называется "кто", исправляет Шехину. "Что" – это Слава Вс-вышнего, но "Кто" – это Царь Славы. В мире мудрости, в мире философии, основное – это задавать вопросы: "что ты сделал". "что ты искал". "Что ты нашел". "Что означает быть религиозным евреем". И т.д. Эти вопросы зачастую остаются без ответа, и поэтому древнегреческие философы, и за ними Рамбам, написали, что в конечном счете Вс-вышний непознаваем. Это действительно высокая ступень – "не-знание". Но в том интимном месте, где Вс-вышний это "кто", а не "что", есть нечто более высокое. "То, что мудрость сделала короной на голове своей – сделала скромность пяткой для подошвы своей". У моей бабушки Вс-вышний был дедом с белой бородой, который смотрит на нас с Небес. Философы презирают такого Б-га моей бабушки. Они много потрудились, чтобы превратить Б-га в глубокую и возвышенную мудрость. Наша задача – придать новую глубину вере наших бабушек. "К спасению твоему надежда моя, Вс-вышний".