Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

07

В субботу была довольно интересная дискуссия с равом Алфенбейном из Нетании. Я изложил ему идею Йегуды Ифраха. что хасидут, это, вообще говоря, не каббала Ари. И что каббала Ари в основном занимается Зеир Анпин. Он спросил — «Зеир — это мидот»? Я потом подумал, что в этом восприятии, что «зеир» — это «мидот» — возможно коренится основное отличие между «пшатом» Ари и «комментарием» хасидута. В «Пшате» Ари — если можно гвоорть об этом — и даже еще раньше, в Патах Элиягу — мы находим, что «хохма — мозг, и бина — сердце». Тиферет — Зеир Анпин — это «тело». Дальше — правая и левая рука и т.д.
Такая простая, по сути, мысль — что жизнь есть борьба. Отказаться от борьбы ознвчает отказаться от самой жизни. Галут есть идея отказа от борьбы. Или переноса ее с борьбы внешней на борьбу внутреннюю. Что на самом деле совсем не одно и то же. Иногда мы видим, что человек ведет явно безнадежную борьбу. Нам это кажется смешным. Или странным. Борба Ребе против «ми йегуди». Или за приход Мошиаха. Или борьба Нетаниягу против Иранской ядерной программы. Нам, «умным», смешно. Мы,»умные» заранее знали что у него ничего не выйдет…
На первый взгляд, отличие нерелигиозных от религиозных в том, что у первых их внутреннее моральное начало направляется в основном изнутри. А у последних — в основном, снаружи. Однако, скорее всего, это не так. Видно это из того, что мораль нерелигиозного человека очень быстро эрозирует в современном социуме. И то, что казалось неприемлемым каких то 50 лет назад, сегодня объявляется приемлемым, допустимым, и даже «заповедью». Или наоборот. Бен Гурион создал страну с помощью «авода иврит» (принцип брать на работу только евреев). Сегодня фирма, отказывающая арабу в приеме на работу — может быть наказана в судебном порядке.
Возможно, одно из самых главных отличий сознания от подсознания: сознание универсально. Подсознание — всегда индивидуально. Сознание — это «правильно для всех». Подсознание — это «правильно для меня». Хазаль, как известно, учили, что из общих правил ничего нельзя учить применительно к конкретной ситуации. אין למידין מן הכללות. Отсюда можно понять, что «целем Элоким» (индивидуальность личности) — это в основном подсознание, а не сознание *** Кажется, успешные люди это понимают. А неудачники пытаются слепо копировать успешных людей…
Попалась вчера на глаза вот эта статья. Честно сказать, я тоже очень был впечатлен книгами Ошо. Крутые книжки. Но речь не об этом. Хорошо, Ошо — крайний случай. А «раввин с севера»? А регулярно публикующиеся истории про раввинов-педофилов? Скорее, это общая закономерность, чем частный случай. Отношения «старший-младший» имеют тенденцию перерастать в отношения «насильник-жертва». И насилие не обязательно физическое. Кто сказал, что моральное насилие лучше чем физическое? И наконец, кто сказал, что жертва не наслаждается ролью жертвы?
Не знаю кто как но я лично чувствую что пост в 9 ава это плевок в лицо Вс-вышнему. Не мой личный. Коллективный. Коллективное бессознательное, отказывающееся верить что галут закончился и мы вернулись домой
Зарисовка из израильской действительности. Еду вечером с работы. Выхожу из ракевета. Иду к автобусной остановке. Передо мной тащится женщина лет 40-50 с большим чемоданом. Обгоняю ее. Она начинает на меня орать почему то — типа что я мешаю ей ехать с чемоданом. Отвечаю ей что то типа «места что ли мало…». Отхожу, стою, жду автобуса. Смотрю, женщина подходит к мусорному ящику и начинает в нем копаться. Потом смотрю, у нее целый пакет мешков. Достает мешок и начинает выгребать в него бутылки. На остановке сидит молодая женщина в платке — видно, религиозная. Та, с чемоданом, обращается к ней — подержи мешок, я бутылки соберу… Я смотрю, что будет дальше. Молодая женщина спокойно так держит мешок. Та, с чемоданом выгребает в него бутылки, набирает полный мешок бутылок и садится в автобус. Тут я понимаю, что она явно не в себе — слегка.
А вот другая сторона израильской действительности… Выйти из коалиции за ращрушение домов? Или не выйти? Десять лет Гуш Катиф ничему не научили израильских правых. Та же нерешительность, отсутствие «красных линий» и много желания обниматься со своими противниками. Только это не работает