Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

В субботу была довольно интересная дискуссия с равом Алфенбейном из Нетании

В субботу была довольно интересная дискуссия с равом Алфенбейном из Нетании. Я изложил ему идею Йегуды Ифраха. что хасидут, это, вообще говоря, не каббала Ари. И что каббала Ари в основном занимается Зеир Анпин. Он спросил — «Зеир — это мидот»? Я потом подумал, что в этом восприятии, что «зеир» — это «мидот» — возможно коренится основное отличие между «пшатом» Ари и «комментарием» хасидута. В «Пшате» Ари — если можно гвоорть об этом — и даже еще раньше, в Патах Элиягу — мы находим, что «хохма — мозг, и бина — сердце». Тиферет — Зеир Анпин — это «тело». Дальше — правая и левая рука и т.д. Хасидут говорит, что все это — «эмоции». Замечательно, но Посах Элиягу говорит нечто иное. Посах Элиягу говорит о внутреннем и внешнем (мозг и сердце как внутренние органы, тело и внешние к телу органы). Хасидут сводит вопрос внешнего и внутреннего собственно к голове. Мозги в мозгах, эмоции в мозгах. максимум — эмоции в сердце. Но не выходящие в область действия. по крайней мере не это — основной акцент классического хасидута. Классический хасидут говорит об исправлении мидот. Почему так произошло? Почему диалог между разумом, сердцем и телом свелся к монологу разума, объясняющего сердцу, что оно должно чувствовать? Можно увидеть в этом воздействие галута. Галут — «галину меарцейну» — оторванность от земли и земного. Само собой, все сосредотачивается лишь в высших сферах. Есть ли это изначальный смысл и цель хасидута? — По видиому, нет. Изначально хасидут — это очень сильное стремление к Эрец Исраэль. К материальности. К воздействию на материю, не только на дух. По видимому, в позднейших поколениях хасидут вернулся к классической галутной формуле работы духа с духом. Единения духа с духом. А Ари — это Эрец Исраэль. Это диалог материи и духа. И -это йихуд. Единение Зеир и Шехины. Зеир и Малхут. В хасидут этого тоже (почти) нет. Есть «тикун мидот». Нет «йихуд». Работа бирурим против работы йидухим? Возможно, это смысл известных слов Ребе что «работа бирурим» (можно понять что это основная работа галута) закончилась? И сейчас есть «работа йихудим» — служение Эрец Исраэль?