Оцар а-нефеш т.2
Рав Ицхак Гинзбург[1]
Предисловие: шифлут и битуль
Основа исправления душевных качеств человека, чтобы он смог служить Вс-вышнему как положено, зависит от того, как человек смотрит на себя, как он относится ко всему тому, что он совершает в жизни.
В каждом человеке есть как добро так и зло. Сказано в Писании: «нет человека праведного на земле, который творил бы добро и не согрешил». Простой смысл этого стиха, что у каждого человека есть заслуги и есть также грехи, поскольку иногда он творит добро, а иногда он поступает противоположным образом. Баал Шем Тов, интерпретируя этот стих с точки зрения его внутреннего смысла, объясняет, что даже в самом добром деле есть момент греха («хет», грех, означает также «недостаток»).
Основа исправления личности в том, чтобы правильно относиться к себе, когда ты творишь добро, и правильно смотреть на себя, когда ты творишь зло. Если человек сможет правильно относиться к своим поступкам, и в этом ему помогут качества шифлут и битуль, его душа исправится, и он сможет служить Вс-вышнему как нужно, и также сумеет исправить весь мир, ибо ради этого его душа пришла в этот мир.
Поэтому, жизнь исправленного человека определяется двумя качествами — качеством шифлут —качество царя Давида, который сказал о себе[2]: «И буду я еще более унижен в собственных глазах», и битуль ацми — качество Моше рабейну, который сказал: «И мы ничто». Попробуем понять смысл этих двух душевных качеств, шифлут и битуль, рассмотрев, что они означают в свете учения хасидизма.
Шифлут (малхут, Бан) + битуль (хохма, Ма) = исправленный человек
Качество шифлут в душе, это внутреннее содержание сфиры малхут, хотя внешне малхут выглядит как возвышение царя над народом. Качество малхут это качество царя Давида, который относится к корню мошиаха, «Давид малка мешиха».
Качество битуль в душе, это внутреннее содержание сфиры хохма, символизирующей Моше рабейну, связано также с идеей геула, как говорится о Моше рабейну — «он первый избавитель, и он же последний избавитель».
Более глубоко, приводится в каббале, что у сфиры малхут есть святое имя, которое называется Бан (числовое значение 52). Качество шифлут связано с Б-жественной силой этого имени. Святое имя сфиры хохма называется Ма (числовое значение 45), оно непосредственно связано с качеством битуль Моше рабейну, как также указывается в его словах «и мы ничто».
Постижение внутреннего смысла этих двух качеств — шифлут и битуль, поможет нам в постижении смысла этих двух святых имен: бан и ма в душе человека.
Шифлут вызывает душевный подъем. Битуль — привлечение энергии
Что означает шифлут, или, как говорит царь Давид, «и буду я унижен в собственных глазах»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала исследовать, с каком контексте Давид говорит об этом. Давид произносит эти слова, когда он удостаивается поднять Ковчег Завета (который продолжительное время находился вне мишкана из-за случившейся истории) в Иерусалим, в подобающее ему место. Давид исполняет эту заповедь с великой радостью, и выражает ее внешне различными способами, танцуя на глазах всего народа. В это время, Давид отвечает своей жене, Михаль бат Шаул, которая удивлена поведением своего мужа, «и убуду я унижен в своих глазах».
Теперь, давайте посмотрим, в каком контексте Моше рабейну выражает свой битуль — «и мы ничто». Этот стих Моше произносит дважды в главе «бешалах», которая называется также «глава ман», там говорится о постоянном чуде, которое происходило с народом Израиля после рассечения Красного моря, духовной пище, которая опускалась им с небес в заслугу Моше рабейну, мане. Ман приходит в результате жалобы сынов Израиля, что им нечего есть, и это заставляет Моше раскрыть перед их глазами свое качество битуль- «и мы ничто», и опустить им ман.
Вывод, который можно сделать из контекста этих стихов, что качество шифлут связано, в общем, с подьемом. В нашем контексте, Давид поднимает Ковчег Завета снизу вверх, в Иерусалим.
А качество битуль указывает на противоположное движение, «сверху вниз» - т.е., притяжение, которое выражается в нашем контексте, в духовной силе Моше опустить с небес ман, духовную пищу, и насытить посредством этого физическое тело народа, другими словами, материализовать духовность.
Бан (шифлут) — «пробуждение снизу». Ма (битуль) — «пробуждение свыше»
Этот смысл понятий шифлут и битуль в точности соответствует внутреннему смыслу двух святых имен Бан и Ма. Имя Бан (шифлут) связано со способностью поднять МаН (маин нуквин, «женские воды»), или, как это называется в Зоар, «итарута дилтата», пробуждение снизу, поднять внутреннее стремление души в мольбе и просьбе к Вс-вышнему, чтобы привлечь свет и энергию к душе, облаченной в тело[3]. Имя Ма (битуль), напротив, это сила Б-жественного пробуждения Свыше, которое опускается вниз, чтобы исправить человека, «итарута дилтата[4]».
Шифлут как ощущение низкого места в душе
Слово шифлут происходит от корня шафаль, низкое место, низменность. В этом смысле шифлут означает душевное состояние, когда человек в общем, и еврей, в частности, ощущает себя внизу, на самом дне. И тогда он шафель[5]. Если так, то шифлут начинается с того, что человек сознает свое истинное место[6], или, как говорят Хазаль, «кто мудр — кто знает свое место».
Так объясняет Алтер Ребе слово «аека», вопрос, который Вс-вышний задает Адаму, после того, как тот согрешил (и тем самым желая дать ему возможность оправдаться) — «Подумай, где ты находишься в мире. Где ты был и где ты сейчас? Как же низко ты пал, что оказался в столь низком месте?!»
Смысл шифлут - пробудить желание подняться
Чувство шифлут способно пробудить две противоположные реакции в душе. Уныние духа легко может привести человека к меланхолии и депрессии, или даже к отчаянию, не дай Б-г. Если шифлут приводит человека к депрессии, ясно, что это вообще не настоящий шифлут, это шифлут со стороны дурного начала, со стороны зла в душе, результат сокрытого эгоизма. Это есть также причина депрессии и его нежелания выходить из своего мнимого шифлут, подняться и возвыситься из него.
Вторая реакция, это что именно из своего низкого места, из сознания того, что он находится на самом дне, человек способен прийти к вере в Б-га и пробудить стремление подняться к Нему[7]. Это тот шифлут, которого мы стремимся достичь, который всегда сопровождается желанием и стремлением, идущим из самой глубины души, подняться снизу наверх (это аспект поднятия Ман, как говорилось выше). Чем сильнее человек чувствует шифлут, тем сильнее его стремление подняться. Хотя всегда можно подняться еще выше, даже когда человек находится уже в хорошем положении, и даже тогда возможет бесконечный подъем, и человек поднимается выше и выше. Но самое сильное желание подняться возникает, когда человек ощущает себя на самом дне. Ясно, что, если человек не чувствует себя, что его положение хуже некуда — его стремление подняться будет лишено всякого смысла.
Изменить свое место (имя бан)
Как говорилось, шифлут означает, что человек чувствует, что его состояние хуже некуда, и это пробуждает в нем огромное желание изменить свое положение, свое место (свой мциют, «где я нахожусь»), и это всегда связано с тем местом, где человек находится. Поэтому очень важно, чтобы человек осознавал свое место, ибо место воздействует на его образ жизни), и поднять его на более высокую ступень[8]. Это есть смысл имени Бан, место (мциют) всего творения (все миров Брия, Йецира, Асия).
Битуль — почувствовать смысл в осуществлении в материальном мире внизу
Битуль это движение, противоположное шифлут, когда человек сам по себе находится в духовном измерении, наверху, и его духовное состояние прекрасно. Но, чем выше он поднимается, чем более духовным он становится, тем более он ощущает в глубине своей души, что цель — не в том, чтобы оставаться в этом возвышенном состоянии духа (аспект света), в котором он находится, но цель (слово цель — тахлит, и кли — сосуд — связаны между собой) именно в том, чтобы опуститься и реализовать себя внизу, войти и соединиться с сосудом, как сказали Хазаль, «возжелал Вс-вышний, чтобы у него было жилище в нижних мирах».
Вс-вышний не желает духовности, возвышенного духовного состояния как самоцели. Цель творения - в том, чтобы привлечь этот свет и реализовать Его волю в творении мира внизу, в нижних мирах.
Для того, чтобы человек достиг этой цели, т.е., опустился сверху вниз и осуществил себя, он должен устранить свое существование как возвышенной духовной сущности, подобно Моше, удостоившемуся опустить ман Израилю. Моше превратил ман, духовную пищу в материальную, посредством своего качества битуль — «и мы ничто».
Изменение сущности (имя Ма)
В отличие от шифлут, которая связана с мциют (местом, существованием) человека (имя Бан), как говорилось выше, качество битуль связано с сущностью (имя Ма). Имя Ма указывает на внутренний Б-жественный свет (ор пними), который освещает и оживляет мироздание (мциют).
Служение битуль ацми (которое приходит после того, как человек сознает, что все время, пока духовное благо остается наверху, оно не есть цель, и следует опустить его в мир) требует устранение всей первичной сущности (мциют) человека, в еще большей степени, чем качество шифлут. Ибо на ступени шифлут, есть все еще некоторое «я», которое ощущает, что ему плохо, что он пал так низко, и стремится подняться, и для этого он должен очистить себя, т.е., устранить внешнюю грубость зла — но в этом еще нет полного самоустранения сущности.
Шифлут — исправление животного начала в душе. Битуль — исправление человеческого начала в душе
Есть еще одно важное указание относительно имен Ма и Бан, которые соответствуют двум качествам — шифлут и битуль в душе. Имя Бан имеет числовое значение 52 = бгейма (животное), а имя Ма имеет числовое значение 45 (Адам).
В Танахе мы находим несколько стихов, связывающих Адам и бгейма, и один из них «человека и животное спаси, Вс-вышний». Можно понять отсюда, что настоящее спасение приходит тогда, когда есть единение между аспектом человека и аспектом животного в душе, когда имя Ма — адам, соединяется с именем Бан — бгейма.
В свитке Коэлет, есть другой стих, на первый взгляд, противоположный тому, что мы объясняли до сих пор. Мы сказали, что шифлут — бан — это стремление подняться, а битуль — ма — это желание опуститься, ради того, чтобы реализовать себя внизу. Но стих в Коэлет говорит: «дух человеческий, поднимающийся наверх, и дух скотский, опускающийся вниз к земле». Это означает, что животное начало в душе (имя Бан), связанное с животной душой, опускается вниз, а «адам» в душе, связанный с Б-жественной душой (имя Ма) поднимается наверх.
Можно объяснить смысл этого стиха тем, что он выражает природное, неисправленное состояние человека. Этот стих характеризует разрыв и разделение между этими двумя душевными качествами, как они по своей природе, когда адам поднимается, а бгейма опускается, противоположно стиху «человека и животное спаси, Вс-вышний», где вав соединяет их вместе, чтобы привести спасение.
Здесь раскрывается достоинство и сила служения Вс-вышнему. Смысл служения в том, чтобы перевернуть первичный вектор, естественный для души ,таким образом, чтобы посредством шифлут исправить первичную природу, природное стремление животного начала (бан) опуститься вниз, к материальности, к физическом миру (вожделения и т.д.), «дух животного опускающийся вниз к земле» - и придать ему вторую природу, т.е., стремление подняться, противоположно его первичной природе.
То же относится к «духу человеческому, поднимающемуся наверх». Посредством качества битуль исправляется природное стремление аспекта человека (адам, ма) не находиться внизу, в этом мире, внутри тела, а оторваться от сосуда. Это есть первичная природа Б-жественной души, и следует придать ей вторую природу, сознание (которое также коренится в глубине Б-жественной души), что не в этом цель, но, как сказали Хазаль, «против воли своей ты живешь». Это приводит человека к тому, чтобы устранить свое стремление подняться и оторваться от сосуда, опуститься вниз, и там реализовать себя.
Три этапа исправления Адам — Адам, Давид, Мошиах
Как говорилось, общий порядок служения человека это сначала шифлут — подъем имени Бан, и после этого битуль ацми — притяжение имени Ма, в тайне «женщина зачинает раньше рождает мальчика», и «человека и скотину спаси Вс-вышний», и также в тайне «бен-адам», т.е., имя Бан (Бан это также бен — сын), которое предшествует Адам (имя Ма).
Полный йихуд «бен-адам» связан с образом Давида, царя Мошиаха. Его имя указывается в буквах имени нешама клалит — коллективной души Адама. Буквы имени Адам составляют фразу «Адам, Давид, Мошиах». Перво-Адам — это тайна нового имени Ма (адам имеет гиматрию ма, 45), в аспекте итарута дилейла (пробуждение Свыше), которая предшествует итарута дилтата (пробуждение снизу), которое приходит для того, чтобы исправить имя Бан, как далее будет объясняться. Давид - это тайна имени Бан, в аспекте итарута дилтата, а Мошиах это тайна имени ма, в аспекте итарута дилейла, которое притягивается внутрь имени Бан.
Адам — пробуждение свыше, предшествующее пробуждению снизу (имя ма, битуль)
В хасидут объясняется, что перед тем, как становится возможной итарута дилтата, пробуждение животно й души подняться из упадка, должен быть привлечен духовный свет (в аспекте макиф), воздействующий на душу, и пробуждающий ее подняться. Без этого пробуждения свыше, сравнительно сокрытого, предшествующего пробуждению снизу — человек погрузится в депрессию и отчаяние, и не захочет по-настоящему подниматься.
Даже если у него есть желание подняться из своего упадочного состояния, без этого высшего света, это движение не будет чистым и истинным, ибо вся его цель — ради себя самого, а не ради Вс-вышнего. Этот высший свет (пробуждение свыше, предшествующее пробуждению снизу) которое называется «новое имя ма», и соответствует ступени Адам, исправляет имя Бан, т.е., дает ему первичное постижение качества шифлут, в аспекте «и буду я унижен в собственных глазах», и это потому, что «я начинаю», как говорят Хазаль, сначала сам Вс-вышний, высшая сила, приходит, чтобы дать человеку силы противодействовать первичной природе «духа животного опускаться вниз» (ощущая при этом, что основная цель - это осуществление высшей воли внизу, полное единение света с сосудом — ступень Мошиаха, которая приходит после шифлут — ступени Давида).
Давид — пробуждение снизу (имя Бан — шифлут)
Царь Давид находился в состоянии «падающего» (бар-нафла), и как сказали о нем Хазаль, «нет у него ничего своего», и т.е., что у него нет самостоятельной жизни. Он ощущает, что каждый момент его жизни, это не само собой, но жизнь и существование, которое даруются ему Свыше.
С другой стороны, только про Давида, царя Израиля, принято говорить: «Давид мелех Исраэль хай векаям», «Давид Царь Израиля жив и существует вечно». Несмотря на то, что сам по себе он не жив и не вечен, но в заслугу его исправленного качества шифлут, «и буду я унижен в глазах своих» - которая приходит из высшей силы, раскрывающейся в нем (коах эльон шофеа бо), он удостаивается быть постоянно хай векаям.
Мошиах — пробуждение свыше, приходящее после пробуждения снизу (притяжение имени Ма внутрь имени Бан)
Внутреннее содержание Мошиаха — это душа Моше рабейну (о котором сказано, «он первый избавитель, и он же последний избавитель»), которая раскрывается внутри внешней оболочки Мошиаха — тела царя Давида. Мошиах, таким образом, выражает полное единство между битуль (имя ма, аспект Моше) и шифлут (имя Бан, аспект Давида).
Преимущество Мошиаха перед Моше в том, что его тело (сосуд, место) это царь Давид, качество шифлут. Тело Моше не исправлено полностью, поскольку он родился на седьмой месяц, т.е., его душа сияла в нем настолько сильно, выше ограничений тела, что он находился на ступени высшего блага (как сказано, «и увидела его, что благ он»). Все его служение в мире заключалось в том, чтобы отставить себя в сторону и опуститься внутрь материальности мира, принести народу Израиля ман, и избавить их. И, тем не менее, его тело не было совершенным.
В качестве промежуточного итога, мы начинаем, таким образом, видеть связь между этими двумя качествами, шифлут и битуль, и как каждое из них дополняет другое, и, как говорят Хазаль «невозможно одно без другого», если мы стремимся к цельности.
Причина, почему качество шифлут предшествует качеству битуль в служении, это потому, что шифлут — это пробуждение снизу, а битуль связан с пробуждением свыше (внутри самой души), и, как говорится в Зоар, «дух приводит дух и притягивает дух», т.е., что сначала должно быть пробуждение снизу («если женщина зачинает первой, то рождает мальчика».
Следовательно, изначально должен быть порядок служения, сначала шифлут, и потом битуль. Шифлут — это пробуждение снизу, и битуль — притяжение сущности и осуществление ее, в соответствии с волей Вс-вышнего, сверху вниз, посредством устранения ее первичной природы — и это есть истинная цель (а не просто наслаждаться Б-жественным светом наверху).
[1] Это уроки рава Гинзбурга по «Перек бааводат аШем», записанные и отредактированные Тамар Мизрахи. Текст не прошел авторской правки, поэтому возможны невольные искажения.
[2] Шмуэль Бет 6, 22
[3] Понятно, что самая прозрачная и понятная и буквальная аналогия — это аналогия женщины, стремящейся к своему мужу. Это буквальный смысл понятия. Шифлут — это «женское» служение, мольба женщины, обращенная к мужу, оплодотворить ее «мужскими водами», мольба земли, жаждущей дождя. Прим. переводчика
[4] Оно же «мужские воды», воды милости, семя, оплодотворяющее женское лоно, или дождь, оплодотворяющий иссушенную землю. Здесь я уже могу понять, как быть «женщиной» в служении. Но пока еще не ясно, как можно быть «мужчиной» в служении. По идее, эти воды милости приходят Свыше, и это вообще от меня не зависит. Впрочем, посмотрим, что говорится далее. Прим. переводчика
[5] Я сегодня как раз читал маамар Пурим Катан 5738 где говорится очень много о шифлут
[6] В одном из последних уроков рав объяснил «место» как положение, состояние
[7] Мне это напоминает любимую мной идею рава Ицхака Шапиро, человека который хочет прыгнуть с моста и т.д. Т.е., шифлут, как способ пробудить сокрытую точку жизненности в душе
[8] Может быть эту фразу следует понимать, что шифлут приводит человека к желанию изменить свое место, ибо мциют связан с местом человека, как объясняется в тексте (прим. переводчика)