Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Решение праведника



Рав Ицхак Гинзбург, 11 хешвана 5780, Бней Брак

Все, что происходит с праведником — «и народ твой все праведники» — это, по сути, его собственное решение. Так это как в отношении приказаний Вс-вышнего Аврааму, и так в отношении испытаний, которые он проходит. Цель всех испытаний — раскрыть самому Аврааму качество суда (дин, гвура), сокрытое в нем, в его бессознательном, и привести его к цельности — когда качество суда сливается в единое целое с качеством милости (во время испытания акейда).

«Почему Вс-вышний не раскрывается мне»?

Наша глава начинается с того, что Вс-вышний раскрывается Аврааму. Есть замечательная хасидская история, связанная с этим Б-жественным раскрытием Аврааму. По-видимому, большинство из нас ее слышали:

Когда Ребе Рашаб был еще маленьким мальчиком — 4-5 лет, он пришел к своему деду, рабби Цемах Цедеку из Любавич, в субботу главы Вайера, чтобы получить от него благословение на свой день рождения (выпадающий на 20 хешвана). Он вошел и плачет. Когда дед спросил его, почему он плачет, он ответил: «дедушка, мы учили в хейдере, что «и отрылся ему Вс-вышний», Вс-вышний раскрывается Аврааму, праотцу нашему. Почему же Аврааму он открылся, а нам он не открывается?!» Так плачет мальчик, которому суждено стать Ребе, великим вождем народа Израиля. Что дед ответил ему? — «Когда праведный еврей, которому уже исполнилось 99 лет, решает, что он должен сделать себе обрезание  — «он достоин» чтобы ему раскрылся Вс-вышний».

Моменты, требующие уточнения в ответе Цемах Цедека

В этом ответе есть несколько моментов, требующих уточнения.

Авраам, праотец наш, уже стар, ему 99 лет, ему просто физически трудно делать обрезание — Вс-вышний должен был помочь ему, «И заключил с ним союз».

Еще один момент: он праведник (в некоторых версиях этой истории). Почему важно это сказать?

Если он праведник — может, он может положиться на свою праведность?  Чего ему не хватает? Почему он должен обрезать себя? Он знает о себе, что он праведник, он не прекращает ни на минуту исполнять заповеди и делать добрые дела. Он не прекращает думать о Б-ге — не отвлекаясь ни на одну секунду от мысли о Вс-вышнем. Разве даже такой праведник должен делать себе обрезание? Разве у него все еще есть «орла» (крайняя плоть)?! Это также важный момент.

Но здесь есть куда более принципиальный момент, и это даже не просто «нуждается в уточнении», но это серьезная кушья (трудность): что означает, что он решает, что он должен обрезать себя? Разве Авраам это сам решил? — Вс-вышний ему приказал!

Это заповедь, повеление Вс-вышнего, «Я — Б-г Всесильный, иди передо мной, и будь непорочен». Объясняется в учении хасидизма, что несмотря на то, что Авраам исполнил всю Тору целиком, до того, как она была дана, но заповедь обрезания он не исполнял. Он не хотел делать обрезания по собственной инициативе, но ждал — до возраста 99 лет — чтобы Вс-вышний приказал ему, чтобы удостоиться «великого обрезания», которое может прийти лишь Свыше. Таким образом, до самого этого момента он решил не делать обрезания). Если так, что же означает, что «он решил»?! что можно из этого выучить?

Все испытания происходят по собственному выбору праведника

Есть очень глубокая идея в учении хасидизма, что все, что происходит с праведником —  мы все достойны быть праведниками, «и народ твой все праведники», что даже те события, которые происходят как бы помимо его сознания и помимо его воли, даже то, что Вс-вышний говорит с ним и приказывает ему, что он должен делать, в известном смысле, это решение самого праведника (т.е., что он уже решил для себя так еще перед тем, как Вс-вышний ему приказал. Заповедь Вс-вышнего приходит лишь для того, чтобы «подтвердить» его решение).

Можно выразить это иначе: на каждом шагу жизненного пути сам праведник определяет свою судьбу — он решает, что Вс-вышний заповедает ему, и он решает, что произойдет (т.е., на глубинном уровне это смысл того, что «праведник постановляет, а Вс-вышний исполняет»).

До завершения нашей главы, главы Вайера, Авраам прошел через десять испытаний. В конце главы говорится о десятом, самом трудном испытании, акейдат Ицхак, жертвоприношении Ицхака. Обрезание есть также одно из испытаний. Можно ли сказать, что все эти испытания, все это сокрытие и боль — по простому смыслу это полностью противоположно тому, что бы он выбрал сам, ведь мы молимся «не приводи нас к испытанию» — происходят по выбору самого праведника? Он желает их?

Кто-нибудь помнит имя праведника, искавшего испытаний? Сказано, что царь Давид просил «проверь меня и испытай меня», он хотел быть подобным Аврааму. По простому смыслу, он знал, что Авраам прошел через трудности, испытания, и через это удостоился быть Авраамом, отцом нации. И он просит у Вс-вышнего: «пошли мне также испытания».

Но если посмотреть глубже, сама просьба об испытании происходит от желания быть подобным Аврааму: «я немного разбираюсь в испытаниях» — как бы говорит Давид, — «и я понимаю, что в глубине (даже в бессознательном), все свои испытания Авраам просил сам».

Есть ли еще праведники, в последних поколениях, которые искали бы испытаний? — Известно, что многие праведники не соглашались с рабби Нахманом из Бреслава. Алтер Ребе, принадлежавший к тому же поколению, сказал: «я не спорю с ним. Но я не могу поддержать его публично». Почему? Ибо говорят, что он ищет испытаний, а мы молимся каждый день, «не приводи нас к испытанию». Алтер Ребе говорит «на самом деле я с ним, я согласен с ним, но я не могу сказать это публично». Рабби Нахман это хороший пример, он потомок царя Давида, подобно Алтер Ребе — оба они связаны с царем Давидом, который просил «проверь меня и испытай меня».

Как мы пришли к этому? Из того, что Цемах Цедек сказал своему внуку, будущему ребе Рашабу, «когда старый еврей, праведник, которому 99 лет, решает сделать себе обрезание, он достоин, чтобы Вс-вышний открылся ему». Это очень важная тема, которую стоит рассмотреть глубже, что все, что происходит с праведником — «и народ твой все праведники» — в известном смысле это устанавливается им самим. Каждый решает за себя все, свою судьбу, включая даже то, что Вс-вышний говорит ему, что делать.

Провал Авраама в спасении Содома — раскрытие качества суда в нем

Даже когда есть изменение в слове Вс-вышнего, это зависит от праведника. Во время акейда Авраам идет на то, чтобы убить своего сына Ицхака, ибо он думает, что это то, что Вс-вышний требует от него. Говорится, что получив приказ Вс-вышнего, он сам также начинает очень желать этого, и когда ангел не разрешил ему принести в жертву Ицхака, он очень огорчился, пока не попался ему баран, и просил, чтобы «все, что я делаю с этим бараном, да будет воля Вс-вышнего, чтобы это засчиталось мне, как будто бы я сделал это с Ицхаком».  Также здесь, в самом трудном испытании, есть определенная возможность сказать, что еще перед «и Б-г испытал Авраама» в глубине души Авраам хотел убить Ицхака.

Трудно даже подумать такое, но есть в этом нечто. Почему? — Ибо Ицхак — это мера суда, а Авраам это мера милости.

В продолжении недельной главы, после «И открылся ему Вс-вышний», следует история Содома. Авраам спорит со Вс-вышним: «разве судья всей земли не будет творить суд»?

В конце Авраам побеждает или проигрывает? Авраам проигрывает в споре. Это не подобает праведнику. Ведь у настоящего праведника должно исполниться «победили меня сыны мои», «праведник постановляет и Вс-вышний исполняет», «Вс-вышний постановляет, а праведник отменяет». Но здесь мы видим, что Авраам оказался не способен отменить приговор Вс-вышнего. Был диспут между Авраамом и Вс-вышним и Авраам проиграл.

Какой он делает из этого вывод? — Наверное, я не такой уже (праведник)…

«Цадик постановляет и Вс-вышний исполняет» — это не новость. Не сказано, что Вс-вышний не желал этого. Он просто ждал, чтобы праведник вынес приговор. Праведник вынес бы приговор и Вс-вышний согласился бы с ним.

Но «Вс-вышний постановляет и праведник отменяет» — это новость. Праведник может отменить то, что Вс-вышний решил?! — По-видимому, да. Но когда? Когда он действительно хочет чего-либо, что совершенно противоположно тому, что Вс-вышний решил. Если Авраам не сумел отменить приговор и спасти жителей Содома, который были «злы и грешны перед Вс-вышним чрезвычайно», это означает, что он на самом деле не хотел отменить приговор. Он не отдал себя полностью на это до конца, и поэтому приговор не был отменен.

Все что происходит с праведником, и с каждым из нас, вся наша жизнь, это для того, чтобы каждый день понять себя чуть глубже, чтобы исправить себя. Авраам понял, что приговор Вс-вышнего против жителей Содома это мера суда Вс-вышнего, и если я не сумел отменить этот приговор, ясно, что также внутри меня есть эта мера суда. Я не такой уже «человек милости», как я пытаюсь выглядеть. Я делаю вид, что я хасид, но если я не смог отменить приговор против жителей Содома — ясно, что также у меня есть какие-то диним (суды, обвинения).

Цель испытаний  — раскрытие и примирение Авраама с Ицхаком который внутри него, в акейда.

Что означает диним, которые есть во мне? Что означает вообще испытание? Испытание это дин (суд), сокрытие Б-жественности. Все испытания Аваама были только для того, чтобы очистить в  нем меру суда. Цель жертвоприношения Ицхака — привести к полному иткалелут (включению качества суда в качество милости), пока не раскроется «ибо сейчас я узнал, что ты боишься Б-га», что на самом деле есть в тебе мера суда.

Ты хочешь убежать от себя? Ты хочешь быть хесед (милость), только хесед, все один только хесед? Баал Шем Тов сказал жене рабби Нахума из Чернобыля, вчера мы отмечали его илула, когда он пришел к ним в гости — в молодости (он был родственником жены Баал Шем Това) — что он «хочет весь Ган Эйден для себя и для своих потомков, и не хочет нам ничего оставить». Также Авраам, хочет один только хесед, весь хесед. Но Вс-вышний говорит: нет, есть в тебе также суд! Вся идея испытания — это раскрыть еще диним (суды) в тебе, от которых ты пытаешься убежать. Ты пытаешься убежать от Ицхака внутри тебя — ты пытаешься убить Ицхака. Хорошо. В конце концов ты убьешь его!

Он хочет, он решает, все он сам решает. В конце, тахлес, «не простирай руку свою к ребенку, и не делай ему ничего» — не наноси даже самого маленького увечья в мере суда Ицхака, «ибо теперь я знаю, что боишься Б-га ты». Акейда это испытание меры суда, имени Элоким, «Элоким испытал Авраама», и в конце раскрывается, что «ибо боишься Элоким ты». «Сейчас я узнал». Цель акейда в том, что также ты узнаешь и постигнешь, что в глубине твоей души, глубоко-глубоко в бессознательном, у тебя есть корень суда. Он находится в полном иткалелут (включении в милость), и достижение этого иткалелут (включенности) есть цель творения мира. Ты был готов убить Ицхака, как ты понял мою заповедь тебе (что в действительности соответствовало определенному уровню твоего бессознательного), но посредство м этого раскрылся твой рацон мухлат (абсолютная воля), рацон ацми (сущностная воля), именно не убивать его. Как сказал ангел: «ибо ты боишься Б-га», ты это Ицхак, «боящийся Б-га», и Ицхак это ты.

Намек на изменение, происходящее в самом Аврааме в процессе акейда, можно увидеть в обращении к нему ангела. Перед словами «не простирай руку твою к ребенку», сказано: «и воззвал к нему ангел Вс-вышнего с небес, Авраам, Авраам, и сказал вот я». Между этими двумя именами есть (музыкальная) пауза. Это учит нас, что Авраам перед акейда и Авраам после акейда это разные люди. Авраам после акейда это другой человек. Перед акейда Аврааму кажется, что он не Ицхак (суд), он только Авраам (хесед). До такой степени, что он хочет убить Ицхака. Но после акейда (и это есть цель акейда) раскрывается, что Авраам — он же Ицхак. Они одно и то же. И это означает «Авраам, Авраам… вот я». «Вот я» — это уже Авраам-Ицхак, вместе, «один был Авраам».

Повторим. Мы пришли ко всему этому из того, что Ребе Цемах Цедек сказал, что Авраам «решил» обрезать себя в возрасте 99 лет. Все это он решил, все это мы сами решаем — нужно знать это, все что с нами происходит мы сами решаем это. Это связано с квантовой теорией в физике. Один из самых больших ученых в современной квантовой физике, еврей, говорит, что это он не способен это постичь и не может с этим смириться. Как бы он ни хотел быть объективным и рациональным на все сто процентов, он видит что это невозможно. Все приходит от меня. Я сам определяю свою судьбу.