22

Все вышеуказанные категории и ступени [любви] происходят от правой стороны и категории когена, мужа милосердия, и называются они Кесеф гакоганим[1], как написано: "Желанием возжелал ты дом Отца своего"[2]. Но есть еще категория любви, которая выше всех [других], как золото предпочтительнее серебра, и это - любовь, подобная углям пылающим, [происходящая] от категории Высших Гвурот сфиры Бина Илаа[3], а именно - когда через размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, о том, каким образом все пред Ним как совершенное небытие, разгорится и распалится душа, [стремясь] к сиянию великолепного учения Его, дабы созерцать славу Царя, подобно углям пылающим, сильному пламени, возносящемуся ввысь, [стремясь] отделиться от фитиля и древесины, которые оно охватило, то есть через усиление Б-жественного элемента огня в Б-жественной душе, - и от этого душа приходит к жажде, как сказано: "Душа моя Тебя жаждет"[4], а затем к ступени, [на которой она становится] "больной от любви"[5], а затем к исходу души [из тела] на самом деле, как сказано: "Также и изошла душа моя"[6].

С этим связана природа левиим[7], [которые] внизу (а в будущем, когда мир возвысится, они будут коганим, и, как говорит раби Ицхак Лурия, благословенна его память, о стихе "И коганим, и левиим"[8], что нынешние левиим в будущем будут коганим). Служение же левиим заключалось в том, что они возносили благозвучно голос свой в благодарении пением и музыкой, верной и приятной интонацией, "стремясь и возвращаясь"[9], а это и есть та сильная любовь как пламя, исходящее из молнии, как сказано в Гмаре (Хагига, раздел 2)[10].

И это невозможно достаточно ясно объяснить письменно, но всякий сердечный и разумный человек, разумеющий в этих вопросах и углубляющийся [в них, чтобы] связать свое знание и постижение со Всевышним, найдет добро и утаенный свет в своей рациональной душе, каждый в меру своего разумения (один впечатляется [одним] и пр., а другой впечатляется [другим] и пр.), после того, как он предварит это страхом перед грехом, совершенно избегая зло, чтобы грехи не отделяли и т. д., да сохранит Всевышний.



[1]   Это выражение можно прочесть двояко: "стремление (косеф) - к священному" или "священное серебро (кесеф)". Подобно этому в стихе "Желанием возжелал [нихсоф нихсафта]" слова нихсоф и нихсафта имеют тот же корень - "коф"-"самех"-"пей".

[2]   Брейшит, 31:30.

[3]   Хохма и Бина, сфирот интеллектуального порядка, соответствуют Хесед и Гвура, сфирот эмоционального порядка!

[4]   Тегилим 63, 2.

[5]   Шир гаширим, 2:5.

[6]   Тегилим 84, 3.

[7]   Коганим - категория Хесед, а левиты - Гвура.

[8]   Йехезкель, 44:15.

[9]   Подобно тому, как в книге пророка Йехезкеля (1:14) сказано об ангелах: "А хайот стремятся и возвращаются".

[10]   Хагига, 136.

Запись опубликована в рубрике: .