21

В свете всего вышесказанного становится совершенно понятным галахическое постановление Талмуда и кодификаторов о том, что мыслимое не подобно произнесенному. И если человек прочел "Шма" только мыслью и сердцем, сосредоточившись всеми силами, он не исполнил своей обязанности и должен снова ее прочесть, [произнося вслух]. То же касается и благодарения после еды "биркат гамазон", предписываемого Торой, и других благословений, установленных мудрецами, а также обязательной молитвы. Но если человек произнес [их слова] устами и не побудил свое сердце, то после того, как это уже случилось[1], считается, что обязанность им исполнена, и он должен повторить только первый стих "Шма" или первое благословение молитвы "Амида". Подобно этому сказано (в начале второй главы трактата Брахот[2]): "До этого места [в молитве] человек обязан сосредоточиться, а от этого места и далее обязан читать и т. д.". И это потому, что душа сама по себе не нуждается в исправлении[3] через заповеди, [она должна] только привлечь свет для исправления витальной души и тела с помощью букв речи, которые нефеш произносит пятью органами произношения, а также и через заповеди, выполняемые действием, которые нефеш производит другими частями тела.



[1]   Намеренно так поступать запрещается, но если так случилось, считается, что обязанность исполнена.

[2]   Брахот, 136.

[3]   См. гл. 37.

Запись опубликована в рубрике: .