было уже в какой-то мере подобное на земле при даровании Торы, как сказано:
"Тебе было явлено, дабы ты знал, что Всевышний есть Б-г, нет более, кроме
Него"[1].
"Явлено" в полном смысле, чувственным образом зримо, как сказано: "И весь народ
видит голоса"[2]
- видит то, что обычно слышат[3],
и наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили это: «Смотрят на восток и
слышат, как исходит Речение: "Я... и т. д."». И так во всех четырех сторонах
света, и наверху, и внизу, и как сказано в книге "Тикуней Зогар": "Не было
места; откуда бы Он не говорил с ними и т. д.". А именно - так как желание Его,
благословенного, было раскрыто в Десяти заповедях, являющихся обобщением всей
Торы, и это - внутренняя часть желания Его, благословенного, и мудрости Его, где
совершенно нет утаения внутреннего, как сказано: "Ибо в свете лика[4]
Твоего Ты дал нам Тору жизни"[5].
Потому евреи [во время принятия Торы] совершенно не имели [отдельного]
существования, как сказали наши мудрецы, что "при каждом Речении улетала их
душа... но Всевышний возвращал ее им росою, которой Он в будущем совершит
воскрешение мертвых"[6],
и это - роса Торы, которая называется "мощь", как сказали наши мудрецы:
"Всякого, кто занимается изучением Торы, роса Торы оживляет и т. д."[7].
[1] Дварим, 4:35.
[2] Шмот, 20:15.
[3] Мехильта к вышеприведенному стиху.
[4] Слово паним ("лицо") означает также и "внутри", "внутреннее".
[5] Из молитв, конец молитвы "Амида".
[6] Шабат, 886.
[7] Ктубот, 1116.