10

было уже в какой-то мере подобное на земле при даровании Торы, как сказано: "Тебе было явлено, дабы ты знал, что Всевышний есть Б-г, нет более, кроме Него"[1]. "Явлено" в полном смысле, чувственным образом зримо, как сказано: "И весь народ видит голоса"[2] - видит то, что обычно слышат[3], и наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили это: «Смотрят на восток и слышат, как исходит Речение: "Я... и т. д."». И так во всех четырех сторонах света, и наверху, и внизу, и как сказано в книге "Тикуней Зогар": "Не было места; откуда бы Он не говорил с ними и т. д.". А именно - так как желание Его, благословенного, было раскрыто в Десяти заповедях, являющихся обобщением всей Торы, и это - внутренняя часть желания Его, благословенного, и мудрости Его, где совершенно нет утаения внутреннего, как сказано: "Ибо в свете лика[4] Твоего Ты дал нам Тору жизни"[5]. Потому евреи [во время принятия Торы] совершенно не имели [отдельного] существования, как сказали наши мудрецы, что "при каждом Речении улетала их душа... но Всевышний возвращал ее им росою, которой Он в будущем совершит воскрешение мертвых"[6], и это - роса Торы, которая называется "мощь", как сказали наши мудрецы: "Всякого, кто занимается изучением Торы, роса Торы оживляет и т. д."[7].

[1]   Дварим, 4:35.

[2]   Шмот, 20:15.

[3]   Мехильта к вышеприведенному стиху.

[4]   Слово паним ("лицо") означает также и "внутри", "внутреннее".

[5]   Из молитв, конец молитвы "Амида".

[6]   Шабат, 886.

[7]   Ктубот, 1116.

 

Запись опубликована в рубрике: .