2

И если Всевышний дарует ему еще, тогда "тот, у кого руки чисты, добавит еще усилий"[1] и "добрую мысль и т. д."[2]. И во все остальное время дня, когда он занят торговлей, он будет также жилищем для пребывания Его, благословенного, раздавая милостыню, источник которой – его труд, а это – один из атрибутов Всевышнего: "как Он милосерден и т. д."[3]. И как написано в книге "Тикуней Зогар": "Милосердие – правая рука"[4]. И хотя он раздает лишь пятую часть [того, что имеет][5], эта пятая часть возносит вместе с собой все остальные четыре пятых ко Всевышнему, дабы [все они] были жилищем для пребывания Его, благословенного, как известно из слов наших мудрецов, благословенной памяти, что заповедь, предписывающая помощь ближнему, равноценна всем жертвоприношениям[6], а при жертвоприношении весь живой мир был вознесен ко Всевышнему принесением в жертву одной коровы, весь растительный мир – принесением в жертву десятой части меры отборной муки, смешанной с маслом, и т. п. Кроме того, ведь в то время, когда человек изучает Тору и молится, возносится ко Всевышнему [жизненная сила оставшихся] четырех пятых, всего, что он ел и пил и от чего получал удовольствие для своего телесного здоровья, как об этом будет говориться далее.



[1]   Ийов, 17:9.

[2]   Кидушин, 40а: "Добрую мысль Всевышний присоединяет к действию".

[3]   Шабат, 1336. Человек должен поступать подобно Всевышнему: "Как Он милосерден, так и ты будь милосерден".

[4]   Тикуней Зогар, тикун 1.

[5]   Мудрецы разрешают отделять для помощи нуждающимся не более пятой части того, что человек имеет. Если так, то остальные четыре пятых дня он работает для себя и нет в этом заслуги? Однако для того, чтобы выделить пятую часть, должны быть еще и четыре пятых, поэтому не пятая часть, а весь день труда связан с исполнением этой заповеди.

[6]   Сука, 496; Бава батра, 9а.

 

Запись опубликована в рубрике: .