В связи с этим становится понятным то, что наши мудрецы, благословенна их память, так необыкновенно высоко ценили помощь нуждающимся. Они сказали, что эта заповедь "равноценна всем остальным, вместе взятым"[1], и во всем Иерусалимском Талмуде она называется просто "заповедь", ибо так привыкли называть помощь нуждающимся - просто "заповедь", так как она - основа заповедей, связанных с действием, и все их превосходит. Все заповеди [даны] только для того, чтобы возвести витальную душу ко Всевышнему, ибо именно она их исполняет и облекается в них, дабы включиться в св.ет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, в них облеченного. Но нет заповеди, в которой витальная душа настолько была бы облечена, как заповедь о благотворительности. Во всех заповедях облекается лишь одна из сил витальной души и только во время их исполнения, а пожертвование человек дает от приобретенного собственным трудом, но ведь сила всей витальной души облекается в выполнение работы или какой-нибудь иной деятельности, с помощью которой человек добывает эти деньги, и когда он их жертвует, вся его витальная душа возносится ко Всевышнему. И в том случае, если человек не трудится для своего пропитания, все же, так как на пожертвованные им деньги он мог бы приобрести то, что оживляет его витальную душу, он тем самым отдает Всевышнему жизнь своей души. И потому сказали наши мудрецы, благословенна их память, что [исполнение этой заповеди] приближает избавление[2], ибо одним пожертвованием человек возносит значительную часть витальной души; столько сил ее и категорий он не мог бы вознести даже несколькими другими заповедями, связанными с действием. И если сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Изучение Торы равноценно всем заповедям, вместе взятым"[3], это сказано потому, что изучение Торы связано с речью и мыслью, внутренними одеяниями витальной души. А также и суть и сущность категорий Хабад "клипат нога", которая в витальной душе, в самом деле включается в сторону Кдуша, когда человек занимается изучением Торы углубленно и с приложением ума. И хотя средние не могут обратить к стороне Кдуша суть и сущность нравственных качеств Хагат [Хесед, Гвура, Тиферет] и т. д., так как в эмоциональной сфере зло сильнее, чем в интеллектуальной [Хабад], ибо на этом уровне оно больше черпает от стороны Кдуша, как известно сведущим в тайной мудрости. И еще - и этим прежде всего объясняется преимущество изучения Торы над всеми остальными заповедями - выше[4] приводилась цитата из книги "Ти-куней Зогар", что 248 велений суть 248 частей тела Короля. И как, например, в нижнем человеке совершенно несопоставимы и несравнимы жизненная сила его 248 органов тела и жизненная сила мозга, и это -разум, подразделяющийся на три категории Хабад, точно так же [несравнимы], если обратиться к сравнению, учитывая бесконечное различие в сравниваемом, отражение света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, облекающееся в заповеди, связанные с действием, и отражение света - Эйн Соф [-'Всевышнего], в категориях Хабад [при изучении] мудрости Торы в меру [возможностей] ума и постижения каждого. И хотя человек постигает лишь через материальный аспект [познаваемого], Тора сравнивается с водой[5], спускающейся с высокого места и т. д., как о том говорилось выше[6], И все же сказали наши мудрецы, благословенна их память: "Главное не толкование, а действие"[7], и написано: "Ныне, чтобы исполнять их"[8]. И если какие-либо заповеди, связанные с действием, не могут быть исполнены другими, закон предписывает отвлечься от изучения Торы, ибо "в этом - весь человек"[9] и цель его сотворения и нисхождения, [его души] в этот мир, дабы были Ему жилищем именно в нижних - для обращения тьмы в свет. И [тогда] наполнит слава Всевышнего именно всю материальную землю, "и увидит всякая плоть вместе", как говорилось выше. Но если могут это сделать другие, нельзя прерывать изучение Торы, несмотря на то, что вся Тора есть не что иное, как объяснение заповедей, исполняемых действием. И это потому, что она - категория Хабад Эйн Софа, благословен Он, и тот, кто изучает ее [Тору], привлекает к себе свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, с особенной силой и бесконечно большим отражением [света], чем то отражение и привлечение [света], которое происходит через [исполнение] велений, являющихся членами Короля. И сказал о том рав Шешет: "Радуйся, душа моя, для тебя изучал я Писание, для тебя изучал я Мишну"[10], как это подробно объясняется в другом месте[11]. Привлечение [света] и [его] отражение, которое человек привлекает от отражения света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и которым освещает свою душу и души всех евреев через изучение Торы, есть Шхина, собрание Израиля, источник всех душ еврейского народа, как это будет объяснено далее, и она называется криа. Человек читает [корэ] Тору, и это означает, что изучением Торы человек зовет [корэ] Всевышнего, чтобы Он как бы пришел к нему, как некто, зовущий друга, чтобы он пришел, и как маленький сын зовет отца, чтобы он пришел к нему, и был с ним вместе, и не отлучался от него, и не остался бы он один, да сохранит Всевышний. И потому написано: "Близок Всевышний ко всем, зовущим Его, ко всем, взывающим к Нему в истине"[12]. А "истина есть не что иное, как Тора"[13]. И значит, имеется в виду зовущий Всевышнего через Тору и исключается тот, кто зовет Его, не изучая Тору, просто кричит: "Отец, Отец!". О том сетует пророк: "И нет взывающего к имени Твоему и т. д."[14] и как о том говорится в другом месте. Размышляя об этом, сведущий человек испытывает великий трепет при изучении Торы, как о том говорилось выше (гл. 23).
[1] Бава батра, 9а.
[2] Бава батра, Юа.
[3] Мишна, Пеа, 1:1.
[4] В гл. 23.
[5] Ср. гл. 4. Как уже говорилось, Тора через многие сокровения и утаения спустилась от ступени Хохма (мудрость) мира Ацилут и облеклась внизу в детали земной жизни и вещественного телесного исполнения заповедей. Но так как в сфере Кдуша ничто не покидает своего места совершенно, ясно, что высшая мудрость неявным образом есть также и внизу, в Торе, облеченной в земное.
[6] В гл. 4.
[7] Авот, 1:17.
[8] Дварим, 7:11.
[9] Когелет, 12:13.
[10] Псахим, 686.
[11] В гл. 41 и 52.
[12] Тегилим, 145:18. Что можно прочесть так же, как "взывающим к Нему с помощью истины", так как употребленный там предлог бе образует также творительный падеж, то есть через изучение и постижение Торы.
[13] Тана двей Элиягу зута, гл. 21.
[14] Йешаягу, 64:6