и деньги, отданные на пожертвование, если они не приобретены нечестным путем, и тому подобное.
И когда человек исполняет заповедь Всевышнего и Его желание, с их [чистых и дозволенных вещей] помощью, их жизненная сила поднимается и перестает быть [отдельно] существующей и включается в свет - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, ибо он - желание Его, благословенного, облеченное в них, ибо там нет совершенно утаения внутреннего, скрывающего свет Его, благословенного.
И сила животной, витальной души, которая в членах тела человека, исполняющего заповедь, также облекается в это действие и возносится из [сферы] "клипы" и включается в освященность заповеди, которая есть желание Его, благословенного, и перестает быть [отдельно] существующим в свете - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он.
И изучение Торы, чтение "Шма", обязательная молитва и подобные им заповеди, хотя они и не связаны непосредственно с телесным действием, которое во власти "клипат нога", однако нам известно, что мысль не есть то же, что произнесенное слово[1], и потому человек не исполняет своей обязанности [в отношении этих заповедей], пока он не произнесет слова устами, а нам известно, что движение уст - действие. Ведь Б-жественная душа может произносить телесными губами, устами, языком и зубами только с помощью витальной, животной души, непосредственно облеченной в органы тела. Чем с большей силой говорит человек, тем больше сил витальной души влагает он в эти слова, и сказано о том: "Все кости мои промолвят и т.д."[2], и сказали о том наши мудрецы, благословенна их память: "Если [Тора] заложена во все 248 частях тела, она сохраняется, если же нет - она не сохраняется"[3]. Ибо забвение[4] - от "клипы" тела и витальной, животной души, связанных с "клипат нога", а она временами включается в сторону Кдуша, а именно - когда человек ослабляет их силу и влагает всю силу в святость Торы или молитвы.
[1] Брахот, 206. Ср. Шулхан арух, разд. Орах хаим, 62:3.
[2] Тегилим, 35:10.
[3] Эйрувин, 54а.
[4] В том, что относится к стороне Кдуша.