Есть маамар, который Ребе сказал тридцать лет назад, "векибель гайеhудим" 5738. Ребе сказал этот маамар во время hисваадус Пурим котон, перед тем как мы поехали в шлихус. Одна из идей, о которых Ребе говорил в маамаре – было "шемен заис зах косис ламоойр" – "масло оливковое чистое битое для освещения". "Косис лемоор" – когда человек "косис" – сердце его разбито и сломлено – тогда он достигает "моор" – сущности Б-жественности. Когда человек чувствует, что все, что он сделал до сих пор – это ничто относительно тех сил, которые ему даны – тогда он достигает Сущности и Сути Б-жественности. И Ребе сказал, что одна из вещей, которые достигаются посредством "косис лемоор" – это то, что человек сознает, что он должен воспитывать себя.
Привычки формируют характер ребенка, и что речь идет не обязательно о приучении к заповедям, но - простые привычки, типа как "чистить зубы", "убирать после собой", "собираться в школу - не забывая дома кальмар" - "если ребенок рисует - пусть оденет какой то передник" - и т.д.
- Насколько важно говорить хорошие слова другому - сказать другому "бсорот товот", поддержать дух товарища добрым словом. Даже если кажется - нет никаких шансов на то, что будут эти "добрые вести" - все равно, скажи ему, поддержи его дух!
Как минимум - это поддержит его дух. Как максимум - это изменит его судьбу, и принесет эти "добрые вести".
Четыре правила коммуникации:
- не преувеличивай
- не говори "ты"
- не комментируй поведение другого
- говори конкретно
Как воспринимать критику:
- не оправдывайся
Я уже говорил вам несколько раз этот "ворт", который я когда-то слышал – я не помню сейчас, от кого я это слышал – то, что сказано "не умножай беседы с женщиной" – почему "не умножай"? – потому что в основном, нужно слушать, а не говорить.
Это "ворт" в общем, ибо в общем, потребность женщины беседовать, говорить – больше, чем аналогичная потребность у мужчины, и это нужно обязательно принимать во внимание. Ей больше требуется говорить и беседовать
Первая ступень в достижении мира – это признание того, что есть границы
Прежде всего, должно быть признание границ. Есть границы.
Каждый – в своей области. Гемара говорит, например, что решение в "небесных", т.е., духовных, вопросах, должен решать муж. В материальных – жена.
Например. Жена может вмешиваться в бизнес своего мужа – и это может привести к конфликту. Муж начинает делать замечания на кухне – это ее область. Она чувствует угрозу, она чувствует, что ей что-то угрожает, "дай мне управлять этими делами", "не вмешивайся". То же самое, например, ты будешь ей предписывать, какую мебель купить? Можно пойти покупать вместе, ты можешь сказать, что тебе больше нравится, но в конечном счете, это ее область. Дай ей право решать.
То же самое – место жительства. Ребе пишет: место жительства зависит от жены.
Прежде всего, должно быть признание границ. Есть границы.
Каждый – в своей области. Гемара говорит, например, что решение в "небесных", т.е., духовных, вопросах, должен решать муж. В материальных – жена.
Например. Жена может вмешиваться в бизнес своего мужа – и это может привести к конфликту. Муж начинает делать замечания на кухне – это ее область. Она чувствует угрозу, она чувствует, что ей что-то угрожает, "дай мне управлять этими делами", "не вмешивайся". То же самое, например, ты будешь ей предписывать, какую мебель купить? Можно пойти покупать вместе, ты можешь сказать, что тебе больше нравится, но в конечном счете, это ее область. Дай ей право решать.
То же самое – место жительства. Ребе пишет: место жительства зависит от жены.
Мы будем сейчас говорить о первом годе или первых годах семейной жизни. Кто-то спросил у меня: "еврейский дом" сегодня? Первый день слихот - это то, чем следует заниматься в дни слихот?
Я ответил ему, что Ребе, в 1987 году, накануне Рош аШана, во время гитваадут, упомянул обычай, который был у рабеим, в канун Рош аШана, в самом конце дня, рабеим уединялись - так рассказал Ребе - уединялись в комнате, для беседы с рабанит.
И Ребе сказал тогда на гитваадут, что темой их бесед были вещи очень личные и важные.