В прошлый шабат на фарбренгене рав Глуховский говорил о письме Ребе одному
воспитателю:
Ребе пишет ему, что основа воспитания "бегиль а-рах" (детей младшего возраста) - это "hергелим товим" (выработка у них правильных привычек), и это "делает хакико" (отпечатывается) в их душе.
Рав прокомментировал, что привычки формируют характер ребенка, и что речь идет не обязательно о приучении к заповедям, но - простые привычки, типа как "чистить зубы", "убирать после собой", "собираться в школу - не забывая дома кальмар" - "если ребенок рисует - пусть оденет какой то передник" - и т.д.
Эти привычки формируют характер ребенка, приучая его к порядку и самоограничению. Ребенок тогда вырастает "менч" ("человек").
Вчера вечером на шиуре "Эйн Яаков" рав вернулся к этой теме.
Рассказал майсу:
Как то раз перед Рош аШана хозэ миЛюблин почувствовал, что есть большой "китруг" (обвинение) на еврейский народ. Он заперся в своей комнате и не выходил к хсидим на ткиет. Один из самых старших его учеников (как звали - не помню) зашел к своему Ребе и вместе с ним зашел ребенок - сирота, которого он воспитывал (впоследствии этот ребенок стал родоначальником династии Амшиновских Ребе).
Сначала хозэ говорил с учеником, и сказал ему - что он видит тяжелое обвинение на еврейский народ, и не знает, как его отменить. Потом он обратился к ребенку:
- Что вы учили в хедере?
- Трактат Сангедрин.
- Какую тему?
- Что близкие родственники не могут свидетельствовать друг о друге, например, отец не может свидетельствовать о своем сыне.
- Было тебе что-то непонятно, был какой то вопрос у тебя? - спросил Ребе у ребенка.
- Да. Мне было непонятно: если отец не может быть свидетелем в пользу своего сына - это ясно. "Отец всегда жалеет сына". Но почему же отец не может быть свидетелем против своего сына?
- И ты нашел ответ? - Спросил Ребе.
- Да, ответил ребенок.
- И какой же ответ?
- Сказано о свидетельстве "анашим" - "люди". Отец, который готов свидетельствовать против сына - это "нит кейн менч" - "не человек" - поэтому он не годен в свидетели.
Лицо Ребе просияло, и он сказал - обвинение против Израиля отвергнуто! "Отец, который свидетелсьтвует против сына - "нит кейн менч". Еврейский народ - сыновья Вс-вышнего, и Вс-вышний не может свидетельствовать против них - это - "не по человечески"...
До сих пор сипур.
И "мусар сейхел" из этого сипура:
Ребенок должен быть прежде всего "менч" - если он не "менч", а "вилдэ хае" ("дикий зверь") - то даже если ты ему даешь иньоней кдушо (усвятые вещи) - все это никуда не идет...
Ребе пишет ему, что основа воспитания "бегиль а-рах" (детей младшего возраста) - это "hергелим товим" (выработка у них правильных привычек), и это "делает хакико" (отпечатывается) в их душе.
Рав прокомментировал, что привычки формируют характер ребенка, и что речь идет не обязательно о приучении к заповедям, но - простые привычки, типа как "чистить зубы", "убирать после собой", "собираться в школу - не забывая дома кальмар" - "если ребенок рисует - пусть оденет какой то передник" - и т.д.
Эти привычки формируют характер ребенка, приучая его к порядку и самоограничению. Ребенок тогда вырастает "менч" ("человек").
Вчера вечером на шиуре "Эйн Яаков" рав вернулся к этой теме.
Рассказал майсу:
Как то раз перед Рош аШана хозэ миЛюблин почувствовал, что есть большой "китруг" (обвинение) на еврейский народ. Он заперся в своей комнате и не выходил к хсидим на ткиет. Один из самых старших его учеников (как звали - не помню) зашел к своему Ребе и вместе с ним зашел ребенок - сирота, которого он воспитывал (впоследствии этот ребенок стал родоначальником династии Амшиновских Ребе).
Сначала хозэ говорил с учеником, и сказал ему - что он видит тяжелое обвинение на еврейский народ, и не знает, как его отменить. Потом он обратился к ребенку:
- Что вы учили в хедере?
- Трактат Сангедрин.
- Какую тему?
- Что близкие родственники не могут свидетельствовать друг о друге, например, отец не может свидетельствовать о своем сыне.
- Было тебе что-то непонятно, был какой то вопрос у тебя? - спросил Ребе у ребенка.
- Да. Мне было непонятно: если отец не может быть свидетелем в пользу своего сына - это ясно. "Отец всегда жалеет сына". Но почему же отец не может быть свидетелем против своего сына?
- И ты нашел ответ? - Спросил Ребе.
- Да, ответил ребенок.
- И какой же ответ?
- Сказано о свидетельстве "анашим" - "люди". Отец, который готов свидетельствовать против сына - это "нит кейн менч" - "не человек" - поэтому он не годен в свидетели.
Лицо Ребе просияло, и он сказал - обвинение против Израиля отвергнуто! "Отец, который свидетелсьтвует против сына - "нит кейн менч". Еврейский народ - сыновья Вс-вышнего, и Вс-вышний не может свидетельствовать против них - это - "не по человечески"...
До сих пор сипур.
И "мусар сейхел" из этого сипура:
Ребенок должен быть прежде всего "менч" - если он не "менч", а "вилдэ хае" ("дикий зверь") - то даже если ты ему даешь иньоней кдушо (усвятые вещи) - все это никуда не идет...