Как воспитывать маленьких детей
В прошлый шабат на фарбренгене рав Глуховский говорил о письме Ребе одному
воспитателю:
Ребе пишет ему, что основа воспитания «бегиль а-рах» (детей младшего возраста) — это «hергелим товим» (выработка у них правильных привычек), и это «делает хакико» (отпечатывается) в их душе.
Рав прокомментировал, что привычки формируют характер ребенка, и что речь идет не обязательно о приучении к заповедям, но — простые привычки, типа как «чистить зубы», «убирать после собой», «собираться в школу — не забывая дома кальмар» — «если ребенок рисует — пусть оденет какой то передник» — и т.д.
Эти привычки формируют характер ребенка, приучая его к порядку и самоограничению. Ребенок тогда вырастает «менч» («человек»).
Вчера вечером на шиуре «Эйн Яаков» рав вернулся к этой теме.
Рассказал майсу:
Как то раз перед Рош аШана хозэ миЛюблин почувствовал, что есть большой «китруг» (обвинение) на еврейский народ. Он заперся в своей комнате и не выходил к хсидим на ткиет. Один из самых старших его учеников (как звали — не помню) зашел к своему Ребе и вместе с ним зашел ребенок — сирота, которого он воспитывал (впоследствии этот ребенок стал родоначальником династии Амшиновских Ребе).
Сначала хозэ говорил с учеником, и сказал ему — что он видит тяжелое обвинение на еврейский народ, и не знает, как его отменить. Потом он обратился к ребенку:
— Что вы учили в хедере?
— Трактат Сангедрин.
— Какую тему?
— Что близкие родственники не могут свидетельствовать друг о друге, например, отец не может свидетельствовать о своем сыне.
— Было тебе что-то непонятно, был какой то вопрос у тебя? — спросил Ребе у ребенка.
— Да. Мне было непонятно: если отец не может быть свидетелем в пользу своего сына — это ясно. «Отец всегда жалеет сына». Но почему же отец не может быть свидетелем против своего сына?
— И ты нашел ответ? — Спросил Ребе.
— Да, ответил ребенок.
— И какой же ответ?
— Сказано о свидетельстве «анашим» — «люди». Отец, который готов свидетельствовать против сына — это «нит кейн менч» — «не человек» — поэтому он не годен в свидетели.
Лицо Ребе просияло, и он сказал — обвинение против Израиля отвергнуто! «Отец, который свидетелсьтвует против сына — «нит кейн менч». Еврейский народ — сыновья Вс-вышнего, и Вс-вышний не может свидетельствовать против них — это — «не по человечески»…
До сих пор сипур.
И «мусар сейхел» из этого сипура:
Ребенок должен быть прежде всего «менч» — если он не «менч», а «вилдэ хае» («дикий зверь») — то даже если ты ему даешь иньоней кдушо (усвятые вещи) — все это никуда не идет…
Ребе пишет ему, что основа воспитания «бегиль а-рах» (детей младшего возраста) — это «hергелим товим» (выработка у них правильных привычек), и это «делает хакико» (отпечатывается) в их душе.
Рав прокомментировал, что привычки формируют характер ребенка, и что речь идет не обязательно о приучении к заповедям, но — простые привычки, типа как «чистить зубы», «убирать после собой», «собираться в школу — не забывая дома кальмар» — «если ребенок рисует — пусть оденет какой то передник» — и т.д.
Эти привычки формируют характер ребенка, приучая его к порядку и самоограничению. Ребенок тогда вырастает «менч» («человек»).
Вчера вечером на шиуре «Эйн Яаков» рав вернулся к этой теме.
Рассказал майсу:
Как то раз перед Рош аШана хозэ миЛюблин почувствовал, что есть большой «китруг» (обвинение) на еврейский народ. Он заперся в своей комнате и не выходил к хсидим на ткиет. Один из самых старших его учеников (как звали — не помню) зашел к своему Ребе и вместе с ним зашел ребенок — сирота, которого он воспитывал (впоследствии этот ребенок стал родоначальником династии Амшиновских Ребе).
Сначала хозэ говорил с учеником, и сказал ему — что он видит тяжелое обвинение на еврейский народ, и не знает, как его отменить. Потом он обратился к ребенку:
— Что вы учили в хедере?
— Трактат Сангедрин.
— Какую тему?
— Что близкие родственники не могут свидетельствовать друг о друге, например, отец не может свидетельствовать о своем сыне.
— Было тебе что-то непонятно, был какой то вопрос у тебя? — спросил Ребе у ребенка.
— Да. Мне было непонятно: если отец не может быть свидетелем в пользу своего сына — это ясно. «Отец всегда жалеет сына». Но почему же отец не может быть свидетелем против своего сына?
— И ты нашел ответ? — Спросил Ребе.
— Да, ответил ребенок.
— И какой же ответ?
— Сказано о свидетельстве «анашим» — «люди». Отец, который готов свидетельствовать против сына — это «нит кейн менч» — «не человек» — поэтому он не годен в свидетели.
Лицо Ребе просияло, и он сказал — обвинение против Израиля отвергнуто! «Отец, который свидетелсьтвует против сына — «нит кейн менч». Еврейский народ — сыновья Вс-вышнего, и Вс-вышний не может свидетельствовать против них — это — «не по человечески»…
До сих пор сипур.
И «мусар сейхел» из этого сипура:
Ребенок должен быть прежде всего «менч» — если он не «менч», а «вилдэ хае» («дикий зверь») — то даже если ты ему даешь иньоней кдушо (усвятые вещи) — все это никуда не идет…