"Твой муж еще вернется..."
Около двух недель назад скончался
один из старейших хасидов Хабада, рав Берл Гуревич, в возрасте 92 лет.
В
субботу рав Глуховский рассказал сипур, который он слышал от детей Берла
Гуревича, когда пришел к ним на «нихум авейлим».
Сипур такой:
В
1946 году, когда хасиды уезжали из России по польским паспортам, семья рава
Гуревича тоже решила уехать.
Жена рава Гуревича купила паспорт для себя и
для детей, а сам Берл Гуревич — ему тоже обещал кто-то продать паспорт, но в
последний момент что то не сложилось, и он остался без паспорта.
Что
делать? — Остаться в России? — Исключено!
В общем, решили ехать, рав
Гуревич сел на поезд без паспорта, надеясь, что может, все обойдется.
На
границе была проверка паспортов, его сняли с поезда и арестовали.
Жена
хотела тоже выйти из поезда, но, как она рассказывала потом, несколько хасидов
буквально насильно удержали ее, и сказали, что она обязана ехать ради детей, и
что муж еще вернется…
Реально, как понятно, у нее были все шансы
остаться «агуна» на всю жизнь..
В общем, рав Гуревич был арестован за
проезд без документов, но он продолжал утверждать,что он — польский гражданин, и
это то, что его спасло в конечном счете.
Мендел Футерфас потом
рассказывал, что власти искали Берла Гуревича, и спрашивали о нем на допросах:
«мы знаем, что он — арестован, но не знаем, кто это точно»..
В общем,
через полтора года вышел указ об обмене арестованных с Польшей. Указ действовал
две недели, и по нему были освобождены всего 6 человек, и один из них — Берл
Гуревич.
Его привезли на польскую границу, высадили из поезда и сказали —
ты свободен.
Ни копейки денег в кармане — он должен был просить подаяние
чтобы не умереть с голоду.
Первой заботой конечно было сообщить семье,
что он жив.
Он начал спрашивать, где можно найти евреев, потом — где
можно найти Хабадников, которые выехали из России.
Он нашел одного еврея,
который сказал ему — хабадники из России живут сейчас во Франции.
— Как
послать им телеграмму? — спросил рав Гуревич.
— Я знаю там одного хабадника,
его фамилия Гольдин — сказал ему этот еврей.
Короче, он послал этому
Гольдину телеграмму, что Берл Гуревич возврашается домой.
Это первая
половина сипура.
А вот вторая:
Джойнт снял для семей хабадников,
уехавших из России, гостинницу под Парижем, и там проживал рав Гольдин, и там же
проживала семья рава Гуревича.
Каждое утро этот Гольдин шел на работу ок.
8 утра, и примерно в это же время шла на работу жена рава
Гуревича.
Каждый раз, что Гольдин видел ее, он говорил: — «не падай
духом, твой муж еще вернется…»
Конечно, и он сам, и она — понимали — что
шансы на то, что «он вернется» — не слишком велики, но — он говорил это, чтобы
поддержать ее дух, а ей было важно это слышать, это хоть как то поддерживало ее
дух.
И — бегашгаха пратит — именно этот Гольдин — из всех хабадников,
проживавших во Франции именно он — получил телеграмму от Берла Гуревича, что он
— возвращается домой.
До сих пор сипур.
Рав Глуховский
подытожил:
— какой урок из этого сипура мы можем выучить? (одна из идей главы
Эмойр — это «амира хиювит» — говорить позитивные вещи, как известно):
—
насколько важно говорить хорошие слова другому — сказать другому «бсорот товот»,
поддержать дух товарища добрым словом. Даже если кажется — нет никаких шансов на
то, что будут эти «добрые вести» — все равно, скажи ему, поддержи его дух!
Как минимум — это поддержит его дух. Как максимум — это изменит его судьбу,
и принесет эти «добрые вести».
===
Во время «драши» перед чтением Торы
рав Глуховский упомянул замечательный «диюк» в сихе Любавичского Ребе на слова
Рамбама:
«Талмид хохом — отличается своей речью. Он говорит только хорошее о
другом, и не говорит о нем плохого совершенно».
Ребе задает вопрос: если
уже сказано «говорит хорошее», то что добавляется фразой «и не говорит плохого»?
— Ответ: тем, что он подчеркивает «хорошее в своем товарище» — в конечном счете,
нейтрализует в нем плохое, которое есть в нем.