Около двух недель назад скончался
один из старейших хасидов Хабада, рав Берл Гуревич, в возрасте 92 лет.
В
субботу рав Глуховский рассказал сипур, который он слышал от детей Берла
Гуревича, когда пришел к ним на "нихум авейлим".
Сипур такой:
В
1946 году, когда хасиды уезжали из России по польским паспортам, семья рава
Гуревича тоже решила уехать.
Жена рава Гуревича купила паспорт для себя и
для детей, а сам Берл Гуревич - ему тоже обещал кто-то продать паспорт, но в
последний момент что то не сложилось, и он остался без паспорта.
Что
делать? - Остаться в России? - Исключено!
В общем, решили ехать, рав
Гуревич сел на поезд без паспорта, надеясь, что может, все обойдется.
На
границе была проверка паспортов, его сняли с поезда и арестовали.
Жена
хотела тоже выйти из поезда, но, как она рассказывала потом, несколько хасидов
буквально насильно удержали ее, и сказали, что она обязана ехать ради детей, и
что муж еще вернется...
Реально, как понятно, у нее были все шансы
остаться "агуна" на всю жизнь..
В общем, рав Гуревич был арестован за
проезд без документов, но он продолжал утверждать,что он - польский гражданин, и
это то, что его спасло в конечном счете.
Мендел Футерфас потом
рассказывал, что власти искали Берла Гуревича, и спрашивали о нем на допросах:
"мы знаем, что он - арестован, но не знаем, кто это точно"..
В общем,
через полтора года вышел указ об обмене арестованных с Польшей. Указ действовал
две недели, и по нему были освобождены всего 6 человек, и один из них - Берл
Гуревич.
Его привезли на польскую границу, высадили из поезда и сказали -
ты свободен.
Ни копейки денег в кармане - он должен был просить подаяние
чтобы не умереть с голоду.
Первой заботой конечно было сообщить семье,
что он жив.
Он начал спрашивать, где можно найти евреев, потом - где
можно найти Хабадников, которые выехали из России.
Он нашел одного еврея,
который сказал ему - хабадники из России живут сейчас во Франции.
- Как
послать им телеграмму? - спросил рав Гуревич.
- Я знаю там одного хабадника,
его фамилия Гольдин - сказал ему этот еврей.
Короче, он послал этому
Гольдину телеграмму, что Берл Гуревич возврашается домой.
Это первая
половина сипура.
А вот вторая:
Джойнт снял для семей хабадников,
уехавших из России, гостинницу под Парижем, и там проживал рав Гольдин, и там же
проживала семья рава Гуревича.
Каждое утро этот Гольдин шел на работу ок.
8 утра, и примерно в это же время шла на работу жена рава
Гуревича.
Каждый раз, что Гольдин видел ее, он говорил: - "не падай
духом, твой муж еще вернется..."
Конечно, и он сам, и она - понимали - что
шансы на то, что "он вернется" - не слишком велики, но - он говорил это, чтобы
поддержать ее дух, а ей было важно это слышать, это хоть как то поддерживало ее
дух.
И - бегашгаха пратит - именно этот Гольдин - из всех хабадников,
проживавших во Франции именно он - получил телеграмму от Берла Гуревича, что он
- возвращается домой.
До сих пор сипур.
Рав Глуховский
подытожил:
- какой урок из этого сипура мы можем выучить? (одна из идей главы
Эмойр - это "амира хиювит" - говорить позитивные вещи, как известно):
-
насколько важно говорить хорошие слова другому - сказать другому "бсорот товот",
поддержать дух товарища добрым словом. Даже если кажется - нет никаких шансов на
то, что будут эти "добрые вести" - все равно, скажи ему, поддержи его дух!
Как минимум - это поддержит его дух. Как максимум - это изменит его судьбу,
и принесет эти "добрые вести".
===
Во время "драши" перед чтением Торы
рав Глуховский упомянул замечательный "диюк" в сихе Любавичского Ребе на слова
Рамбама:
"Талмид хохом - отличается своей речью. Он говорит только хорошее о
другом, и не говорит о нем плохого совершенно".
Ребе задает вопрос: если
уже сказано "говорит хорошее", то что добавляется фразой "и не говорит плохого"?
- Ответ: тем, что он подчеркивает "хорошее в своем товарище" - в конечном счете,
нейтрализует в нем плохое, которое есть в нем.
"Твой муж еще вернется..."
Запись опубликована в рубрике: Источники хасидизма.