Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Цав, Шабос а-годол, хес нисан (маамар 2) 5724

בס»ד

Сефер мааморим йуд алеф нисан

(неотредактированная запись слушателей)

Мизмойр леДовид биhйойсой бемидбар Йегудо[1]цомо лехо нафши… беэрец цийо веойеф бли моим[2] кейн бакойдеш хазисихо[3]…». И объясняется об этом в маамаре Цемах Цедека (из рукописи переписчика) в бихл, который был искуплен из плена в эти дни (большая часть которого – рукопись переписчика, и есть в нем также несколько страниц из рукописи самого Цемах Цедека), что это есть идея и аспект ступени баалей тшуво[4], которая выше, чем ступень цадиким гмурим[5], которые идут постепенно и упорядоченно со ступени на ступень, но баалей тшуво машхин лэй бехейло дитьувто йатир[6], и это есть цомо лехо нафши беэрец цийо веойеф, ибо именно там находится шалhевес азо[7], но в койдеш элйон[8] что это есть аспект цадиким гмурим, не находится такого сильного пламени, и это тогда, когда шхино[9] (сфирас малхус) дэ-йециро[10] и асио[11] опускается и одевается в семьдесят сорим[12]. И продолжает в маамаре, что причина того, что основной hислабшус[13] в семьдесят сорим — это в малхус дэйециро и асио именно, но не в малхус дибрио (и тем более и тем более, малхус дэАцилус) это, как объясняется в Эц Хаим, что в брио[14] большая часть его добро, и меньшая – зло, а в йециро половина на половину, а в асио большая часть его зло (в отличие от этого ацилус не имеет отношения к злу совершенно, и про это сказано «лой йегурхо ро[15]«, и это есть, что начало модойр хицойним[16] это от йециро и далее, поскольку там половина зла, но не в брио, поскольку большая часть его добро, и поэтому основной hислабшус в семьдесят сорим это в малхус дэйециро и асио именно. И это есть мизмойр леДовид биhйойсой бемидбар Йегудо, что Довид – это сфирас малхус, что раглеhо йойрдойс[17]…, из Ацилус в Брио, и вплоть до того, что опускается в йециро и асио, где облачается также в семьдесят сорим, что это есть идея биhйойсой бемидбар Йегудо.

И следует связать это с простым смыслом, что Довид был в Иудейской пустыне, когда он убегал от Шаула, когда он опасался, что ему нужно будет убежать еще далее, и уйти за пределы Эрец Исроэл в хуц лоорец, что про это он сказал «ки гейршуни hайойм мейhистапейах бенахалас Гашем лэймойр лейх авойд[18]…», как приводится в Геморо, каждый, живущий вне земли Израиля, подобен тому, у кого нет Б-га, И идея в этом (ибо на первый взгляд непонятно, как можно сказать, что тот, кто живет вне земли Израиля, подобен тому, у кого нет Б-га), что различие между Эрец Исроэл и хуц лоорец, что Эрец Исроэл соответствует малхус дэбрио и Ацилус, но хуц лоорец светит только малхус дэйециро и асио, и поэтому это подобно тому, у кого нет Элойка, что нет у него аспекта малхус (Элойка), как это выше облачения в йециро и асийо, где они облачаются в семьдесят сорим и т.д.

И это есть мизмойр леДовид биhйойсой бемидбар Йегудо… цомо лехо нафши, что именно со стороны йеридо[19] в йециро и асио, облачиться в семьдесят сорим (биhйойсой бемидбар Йегудо), пробуждается сильная жажда, как путник, идущий по земле безводной и усталой, место, где нет воды, что тогда будет жаждать их сильно и как сказали РаЗаЛ, «не похож тот, у кого есть хлеб в корзине (быть голодным), на того, у кого нет хлеба в корзине», ибо поскольку у него нет хлеба в корзине, то он голоден сильнее, и также, когда Довид находился в Иудейской пустыне, его душа жаждала сильнее всего приблизиться к Вс-вышнему, ибо самая сильная жажда и стремление – это в отдаленном месте именно. И так это также в опускании малхус (аспект Довида) в йециро и асийо, одеваться в семьдесят сорим (мидбар Йегудо), что именно там пробуждается у нее стремление и жажда и т.д., несравнимо сильнее, чем когда она находится в брио и ацилус.

Бейс

И следует связать это с еще одним маамаром в этом бихле, из рукописи самого Цемах Цедека, в объяснении Писания «тойв вейошор Гавайе, ал кейн йойрэ хатоим бадорех[20]«, что сказали Хазал (в Йалкут и в Йерушалми): «спросили у хохмо, душа согрешившая, чем искупится?, спросили у нвуо[21]…, и объясняет, что хохмо – это хохмо сатоо[22], а нвуо – это в нецах и hойд [только там он приводит по обычной гирсе, что посук «нефеш hахойтес hи сомус[23]» говорится относительно нвуо, т.е., что нвуо не терпит противоположности еще больше, чем хохмо, и подобно этому следует объяснить также по гирсе, что хохмо сказала «hанефеш hахойтес hи сомус», ибо хохмо сатоо – малхус, ее идея – каболас ол[24]. И поэтому она сказала «hанефеш hахойтес hи сомус», поскольку грех затрагивает эцем нкудас хайус[25], и следует сказать объяснение в этом, в соответствии с словами РаЗаЛ, «ман дэмехавей камэй малко[26]«, что это есть идея мридо бемалхус[27], поскольку грех – это противоположность роцон[28], а в точке роцон нет разделения, и поэтому, какой бы аспект не был бы противоположен роцон, это аспект мридо бемалхус, противоположность каболас ол (идея сфирас малхус, хохмо сатоо)]. И продолжает объяснять слова Мидраша, спросили у Торы, и сказала, пусть принесет ошом[29] и простится ему, спросили у Вс-вышнего, и сказал – пусть сделает тшуво[30], и простится ему, «спросили у Торы» – это аспект тиферес[31], и сказала «пусть принесет ошом», что это есть идея жертвоприношения, ибо все жертвоприношения из животных это к имени Гавайе, что это есть мера рахамим[32] (тиферес), а «спросили у Вс-вышнего» указывает на кесер[33], ибо Тора из хохмо (илоо) вышла, но про тшуво сказано «ки hамицво hазойс ашер онойхи мецавхо hайойм[34]«, что посредством нее происходит hамшохо от кесер, и это есть, что Вс-вышний (кесер, который выше чем хохмо) сказал «пусть сделает тшуво и простится ему». И продолжает в маамаре объяснение идеи корбон, что даже если посредством греха он повреждает в аспекте одом, но посредством корбон поднимается хайус животного, приносимого в жертву, к своему корню, который выше чем аспект одом, и пробуждает 13 мидойс рахамим, которые выше чем разум, аспект эрех апаим[35] – гиматрия корбон. И добавляет, что то, что объяснялось выше, что аспект кесер выше, чем Тора (которая сказала «пусть принесет корбон»), что это «спросили у Вс-вышнего» именно, можно сказать, что в кесер есть два аспекта. И т.е., что корбон достигает арих анпин (эрех апаим, гиматрия корбон), внешняя часть кесер, а тшуво достигает аспекта атик, пнимиюс кесер.

И общая идея в этом, что именно со стороны йеридо в аспекте греха, нефеш hахойтес, становится жажда души к Вс-вышнему, кеэрец айефо вецийо[36], поскольку до сих пор его душа была беэрец цийо вецалмовес, и поэтому цомо нафшой с большей силой, чем жажда, которая есть в душах цадиким, подобно тому, как именно в мидбар Йегудо, когда сфира малхус опускается в йециро и Асийо, чтобы одеваться в семьдесят сорим, становится жажда подобной сильному пламени и т.д. И со стороны силы этой жажды, подобной сильному пламени, которая есть в служении тшуво, она достигает выше, чем порядок мироздания, вплоть до ацмус ойр Эйн Соф[37], что это есть идея «спросили у Вс-вышнего» именно, и сказал «пусть делает тшуво», как объяснялось выше.

И продолжает в маамаре (о котором говорилось перед этим), что на это молился Довид hамелех[38], кейн бакойдеш хазисихо, чтобы так, как есть ришфей эйш[39], шалhевес азо, в малхус дэйециро и асио, которые одеваются в семьдесят сорим, чтобы такой же сильный hислаhавус[40] был в койдеш элйон, в малхус дэАцилус и брио, и не требовалось бы для этого опускаться в йециро и асио. И подобно этому в отношении цадиким и баалей тшуво, чтобы также у цадиким был такой же сильный hислаhавус и т.д. И как известно также объяснение Баал Шем Това hалвай бакойдеш хазисихо, т.е., что hалвай, чтобы также в койдеш, там где находится аройн койдеш (как продолжает Писание, лиройс узхо, что указывает на аройн койдеш), было бы стремление и жажда, как тогда, когда находятся в мидбар Йегудо, беэрец цийо веойеф бли моим. И еще объяснение в этом, что то, что говорится кейн бакойдеш хазисихо, это (не только просьба, hалвай бакойдеш хазисихо, но) также язык обещания (как мы находим подобно этому в нескольких псуким), т.е., что обещают, что действительно будет бакойдеш хазисихо, что будет такая же жажда и стремление также в положении и состоянии бакойдеш хазисихо, что это есть идея, что малко мшихо йейсей леасово цадикайо бисйувто[41].

Гимел

И в соответствии с вышесказанным, следует добавить объяснение в том, что объяснялось выше в идее тфилас ошир[42], тфило леМойше[43], что приводится на это в Мидраше, пример царя, который сказал: «что ты просишь», и ответил ему: «я не прошу ничего… но такая то страна разрушена, и это твоя страна, постанови, чтобы она была отстроена», и объяснялось выше, что молитва – на то, чтобы была отстроена в аспекте биньян адей ад[44] (как говорит Адмур Рашаб) именно, чтобы не было возможно идеи недостатка совершенно, посредством того, что будет притянут в нее ацмус ойр Эйн Соф, который выше также чем аспект сойвев кол олмин [что это есть идея тфилас ошир именно, что эта молитва – не на восполнение недостатка, что это есть аспект мемале кол олмин и также сойвев кол олмин, но на hамшохо из ацмус ойр Эйн Соф, что на это невозможно сказать идею хисорон, как говорилось выше], и на первый взгляд непонятно, какое отношение имеет тфилас ошир, чтобы было отстроено биньян адей ад именно (самая высокая ступень, на которой невозможна идея хисорон) к положению и состоянию «разрушенной страны», самого большого опускания. Но идея в том, что именно положение и состояние «разрушенной страны», что это подобно пустыне, эрец цийо веойеф, приводит к тшуко[45] и цимоойн[46] в самой большой степени, и более того, эти жажда и стремление – чтобы было совершенство строения более возвышенным образом, чем если бы эта страна не была разрушена изначально (что поэтому говорится на это кейн бакойдеш хазисихо, как выше), что поэтому молитва о разрушенной стране, это не только, чтобы она просто была отстроена, но чтобы она была отстроена в аспекте биньян адей ад именно, чтобы был невозможен аспект хисорон[47] совершенно, посредством притяжения ацмус именно. И т.е., что именно в положении и состоянии разрушенной страны (бемидбар, беэрец цийо веойеф) пробуждаются стремление и жажда к самой высокой ступени, что про это сказано «ми ли башомаим веимхо лой хофацти боорец[48]«, подобно тому, что было слышно слова Алтер Ребе во время двейкус, что он говорил «их вил же горништ, их вил нит дайн ган эйден их вил нит дайн ойлом hабо… их вил мер нит ви дих алейн[49]«, что это есть ступень «тфилас ошир».


[1] «Псалом Давида, – когда был он в пустыне Йеудейской» (Тегилим 63, 1)

[2] «Жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной и усталой, безводной.» (Тегилим 63, 2)

[3] «Так я созерцал Тебя в святилище» (Тегилим 63, 3)

[4] Раскаявшиеся грешники

[5] совершенные праведники

[6] С большей силой

[7] сильный огонь

[8] высшая святость

[9] Шхино — Шхина. Б-жественное раскрытие в мире

[10] Мир «Создания». Третий (сверху вниз) из четырех миров Ацилус Брио Йециро Асио

[11] Действие. Мир «асия», мир действия, нижний из четырех миров

[12] небесные воинства. Вельможи, министры

[13] Одевание. Редукция Б-жественного света до уровня восприятия творений

[14] Творение; Мир «Творения»

[15] «Не водворится у Тебя зло.» (Тегилим 5, 5)

[16] Внешние (также: противоположные святости)

[17] Ноги ее опускаются…

[18] «Ибо они изгнали меня ныне от приобщения к уделу Вс-вышнего, говоря: «Ступай, служи Б-гам чужим».» (Шмуэль Алеф 26, 19)

[19] Опускание

[20] «Добр и справедлив Г-сподь, поэтому указывает Он грешникам путь,» (Тегилим 25, 8)

[21] Пророчество

[22] нижняя сфира хохмо — малхус

[23] «Душа согрешающая – она умрет» (Йехезкель 18, 4)

[24] Каболас ойл — Принятие ига (Небесного Царства)

[25] сущность точки жизненности

[26] тот, кто делает жесты перед царем

[27] восстание против царства

[28] Роцойн — Воля, желание

[29] искупительная жертва

[30] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[31] Красота, великолепие. Средняя линия, сочетение хесед и гвуро. Третья из десяти сфирот

[32] Милосердие

[33] Кесер — Корона; сфира «кесер»

[34] «Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня,» (Ницовим 30, 11)

[35] Долготерпеливый. Аспект арих анпин

[36] «Как земля иссохшая» (Тегилим 143, 6)

[37] Ацмус Ойр Эйн Соф — Сущность света Бесконечного

[38] царь Давид

[39] «Стрелы ее» (Шир гаШирим 8, 6)

[40] воодушевление

[41] царь Мошиах прийдет, чтобы вернуть праведников в тшуво

[42] молитва богатого

[43] «Молитва Мошэ, человека Б-жьего» (Тегилим 90, 1)

[44] Вечный дом

[45] стремление

[46] жажда

[47] Хисоройн — Недостаток. Нехватка

[48] «Кто (еще) для меня в небесах? А с Тобой не хочу (ничего) на земле!» (Тегилим 73, 25)

[49] я же не хочу ничего, я не хочу твой ган эйден, я не хочу твой ойлом габо, я не хочу ничего больше, только Тебя самого