Беседа 2
Месяц элул – "царь в поле". Первые буквы фразы "Воспою Вс-вышнему и сказали" составляют "элул".
8. В «Ликутей Тора»[1] приводится сравнение, поясняющее различие между месяцами элуль и тишрей: в элуле царь находится в поле, а в тишрей - в своем дворце. Когда царь находится в своем дворце, никто не может зайти к нему в любое время: получение аудиенции у царя зависит от множества условий. Но когда царь выходит в поле, к народу, то, хотя он в это время не демонстрирует такого величия, как в царском дворце, - а лучше сказать, как раз поэтому - возникает новое преимущество. А именно: любой человек может подойти к царю и поговорить с ним, а тот проявляет благосклонность к каждому и принимает его прошение. Примерно так же в элуле Всевышний идет к каждому еврею, и каждый еврей может обратиться к Нему со своей просьбой (как об этом подробно говорится в «Ликутей Тора»).
Понятно, что когда царь находится в поле, следует особо остерегаться совершить одну ошибку. Коль скоро человек остается точно таким же, каким был, а царь все-таки подходит к нему и принимает его просьбу - более того, проявляет к нему благосклонность, - человек этот может подумать, что с ним всё в порядке и он может оставаться таким, каков он сейчас. Ведь он не изменился, а к нему подходит сам царь...
Когда царь пребывает в своем дворце, такой ошибки не сделает никто. В царский дворец пускают только после подготовки к аудиенции и только на время, строго определенное в соответствии с положением просителя. Говорится в Гмаре: «Достойного двора - во двор, достойного сада - в сад, достойного дома - в дом»[2].
Когда же царь находится в поле, легко впасть в ошибку, о которой было сказано ранее, и поэтому надо соблюдать крайнюю осторожность.
9. То же правило относится и к элулю. То, что в течение этого месяца Всевышний подходит к каждому в отдельности, не обращая внимания на его нынешнее состояние и положение, - огромное преимущество: каждый еврей способен воспринять Б-жественное. Но именно поэтому человек должен соблюдать особую осторожность, чтобы не впасть в ошибку, решив, что можно продолжать оставаться в том же самом состоянии. И это не аргумент, что, мол, вот я занимаюсь всеми будничными делами - тридцатью девятью видами работ, запрещенных в субботу (ведь элуль - не праздник), - а мне, тем не менее, открывают «тринадцать образов Б-жественного милосердия». Размышляя таким образом, человек может вообразить, что он стоит на одном уровне с Моше-рабейну! Ведь сказано в Гмаре[3]: Всевышний облачился в шалит, как «посланец общины», «и прошел Б-г перед Моше, и возгласил: Б-г - Б-г... и т. д.»[4] - «тринадцать образов Б-жественного милосердия», заключенные в имени Всевышнего, которое выше всего сотворенного мира.
10. Сказано[5], что первые буквы слов Торы лаГавайе ва-йомру леймор: Ашира («[Тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь] Б-гу и сказали так: "Воспою..."»[6]) образуют название месяца элуль.
Нужно объяснить, во-первых, какое отношение имеют эти слова к элулю, и, во-вторых, каков смысл слова леймор. Обычно оно означает, что приведенные затем слова необходимо передать еще кому-то. Но в тот момент присутствовали все евреи, и все они пели ту песнь, как же подходит к такой ситуации слово леймор! В данном случае оно означает: «передать всем последующим поколениям». В каждом поколении евреи должны воспевать Всевышнего: «...ибо высоко вознесся»[7]. Воспевая Всевышнего, еврей «высоко возносится», как переводит эти слова Таргум: «вознесся над самыми высокими». Несмотря на то, что есть много «высоких» - ангелы, законы природы, - когда еврей отдает себя Всевышнему полностью, Он подчиняет ему весь мир вместе с самыми высокими ангелами: он оказывается выше всех!
Вот в этом-то и состоит служение в месяце элуль: должно быть осуществлено ваиомру леимор: Ашира лаГавайе, нужно полностью отдать себя Всевышнему, и «дух возвратится к Б-гу»[8] - это и есть тшува[9], побуждающая воспеть Всевышнего. То, что один еврей проявляет желание полностью отдать себя Всевышнему, оказывает воздействие и на другого еврея, и тогда осуществляется ваиомру леимор («сказали» - во множественном числе), - чтобы передать всем многочисленным последующим поколениям. И осуществляется также «ибо высоко вознесся»: евреи становятся хозяевами всего мира. «Раб царя - тоже царь»[10], а каждый еврей - раб Б-га, царя всего мира, вознесшегося «над самыми высокими».
Из беседы в субботу главы Ръэ, когда благословляли месяц элуль 5714 г. (1954 г.)
[1] Дварим, 32б.
[2] Мегила, 12а.
[3] См. Рош-Гашана, 176.
[4] Шмот, 34:6,7.
[5] Р. Хаим Виталь, При эц хаим, шаар Рош-Гашана, гл. 1. См. также Сефер маамарим, стр. 319.
[6] Шмот, 15:1.
[7] Шмот, 15:1.
[8] Когелет, 12:7.
[9] См. Ликутей Тора, Дварим, 71в.
[10] Швуот, 47б.