Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава Насо

Беседа 1

Связь между «человек не грешит иначе, как входит в него дух безумия» и «если сойдет с пути жена его».

1. В своем маамаре «Бати легани»[1] Ребе, мой тесть, разъясняет, что такое «безумие [штут] противоположной стороны»[2], и в качестве доказательства приводит слова Торы: «…Если сойдет с пути [тистэ] жена его»[3].

В учении хасидизма все очень продумано и взвешено, и если приводят какую-то цитату из Торы, то делают это не для того, чтобы показать свою эрудицию. Приведение цитаты свидетельствует о том, что между нею и обсуждаемой темой существует несомненная связь.

На первый взгляд, связь между словами Торы «если сойдет с пути жена его» и понятием «безумие противоположной стороны» очевидна. Ведь известное изречение мудрецов наших: «Человек только тогда нарушает Тору, когда овладевает им дух безумия»[4] основано именно на этом отрывке из Торы — а именно, на сходстве написания слов штут и тистэ.

Но сама необходимость найти основание в Торе требует объяснения. Ведь существует множество изречений мудрецов наших, не опирающихся на конкретные цитаты из Торы! Поэтому следует сказать, что слова Торы «если сойдет с пути…» имеют какое-то особое отношение к тому, что «человек только тогда нарушает Тору, когда овладевает им дух безумия», и необходимо объяснять, в чем это особое отношение состоит.

Есть в этом вопросе еще один непонятный момент. Как известно, «в двухстах содержится сто»[5], а в ста — нет двухсот. Слова «человек только тогда нарушает Тору, когда овладевает им дух безумия» не обязательно относятся к очень тяжелому нарушению Торы, за которое полагается карет[6]. Эти слова, следовательно, относятся даже к нарушению постановления мудрецов наших[7] и к неисполнению заповеди «освящай себя в том, что дозволено тебе»[8] (так как согласно разъяснению, данному в «Тании»[9], в этом случае человек тоже не исполняет волю Всевышнего, состоящую в том, чтобы он «освящал себя в том, что дозволено ему»). Так почему же для подтверждения своей мысли мудрецы приводят цитату «если сойдет с пути жена его», говорящую об очень тяжелом грехе? Получается, что «в ста содержится двести»?!

2. Связь между этой цитатой и изречением мудрецов наших проявляется в двух аспектах.

Во-первых, галахическое положение о женщине, «сошедшей с пути», относится лишь к замужней женщине, и лишь замужняя женщина в результате половой связи с другим мужчиной получает галахический статус «блудницы»[10]. К незамужней женщине это положение не относится (согласно мнению раби Элиэзера холостяк, вступивший в половую связь с незамужней, превращает ее в «блудницу»; но это всего лишь единичное мнение, а Галаха установлена иначе[11]). Другими словами, это нарушение Торы является столь серьезным потому, что его совершает именно замужняя женщина. Но мудрецы наши хотят сказать, что то же самое верно и в отношении понятия «человек только тогда нарушает Тору, когда овладевает им дух безумия». В результате нарушения Торы он всегда отрывает себя от Б-жественного, так как любое нарушение воли Всевышнего, даже, казалось бы, совершенно незначительное, отделяет человека от Б-жественного точно так же, как тяжелый грех: ведь народ Израиля — «жена» Всевышнего (как будет разъяснено ниже).

В «Зогаре» рассказывается[12], как один философ спросил раби Эльазара: «Если евреи — избранный народ, то почему они слабее всех остальных народов?». Ответил раби Эльазар, что в этом-то все дело: поскольку евреи избранный народ, они не выносят присутствия в себе ничего чуждого (такого, как, например, запрещенных в пищу живых существ вроде червей, мокриц или насекомых) ни в плане духовном, ни, само собой разумеется, в плане материальном.

Ответ раби Эльазара стоит в аналогии с Галахой, согласно которой признание другими народами Всевышнего лишь «Б-гом богов» не считается безбожием[13]. Но еврей (поскольку он выше других народов) в результате даже самого незначительного нарушения воли Всевышнего оказывается оторванным от Б-жественного — в большей степени, чем клипа и ситра ахра[14].

Народ Израиля уподоблен сердцу[15]. Как сердце — орган, избранный из всех органов тела, — не терпит присутствия ничего постороннего даже в самой малой мере, так и народу Израиля, избранному из всех народов мира, вредит малейшее нарушение воли Всевышнего.

Теперь становится понятной связь между цитатой «если сойдет с пути…» и изречением «человек только тогда…». Всевышний и евреи уподоблены супружеской паре: Всевышний — «муж», а народ Израиля — «жена». Так было и есть во все времена, включая эпоху изгнания. Разница между сегодняшним положением и тем, которое будет после грядущего освобождения, состоит в том, что сейчас Всевышний называется баалъ («хозяин»), а после освобождения будет называться иш («муж»). Евреев, вообразивших, что, отправив их в изгнание, Всевышний «развелся» с ними (и потому, мол, теперь они имеют право выбрать себе другого бааля), Всевышний спрашивает: «„Где то разводное письмо матери вашей, которым отослал Я ее?»[16]. Ведь сменить вас на другой народ невозможно!»[17]. А, как известно, достойная жена исполняет волю своего мужа[18], и потому любое нарушение воли «Мужа» разрушает связь между Ним и его «женой». В чем бы эта воля ни выражалась (даже в самом, казалось бы, незначительном, например в заповеди «освящай себя в том, что дозволено тебе»), если она не исполняется — само собой разумеется, что такая «жена» отнюдь не является «достойной женой».

Поэтому когда мудрецы наши хотят объяснить, что, нарушая в чем-либо волю Всевышнего, еврей полностью отрывается от Б-жественного, и что даже злоупотребление дозволенным Торой тоже имеет значение, они ссылаются на слова Торы «если сойдет с пути жена…». Это не просто доказательство, а разъяснение, почему даже самое легкое нарушение воли Всевышнего оказывает такое страшное воздействие: ведь душа (животная душа, естественная душа) и тело вместе — это «жена» Всевышнего. А кто такая достойная жена? Жена, исполняющая волю своего мужа. Поэтому любое выражение воли «Мужа» имеет значение.

3. Во-вторых, смысл понятия «если сойдет с пути жена» заключается не в достоверном знании о том, что она осквернилась. Она всего лишь «скрылась» с кем-то от глаз своего мужа, и очень может быть, что она чиста. Но сам факт, что она «скрылась» от глаз мужа, уже называется «уходом с пути», «скотским поступком», для искупления которого она должна принести жертвенный дар из ячменной муки — «пищи скотины»[19].

На первый взгляд, непонятно: если точно неизвестно, осквернилась она или нет, можно считать, что ее репутация осталась в неприкосновенности — ведь большинство дочерей Израиля имеют репутацию благочестивых женщин! Почему же она должна приносить жертву, состоящую из «пищи скотины»? Ответ заключается в том, что один только ее поступок, приведший к тому, что ее подозревают в осквернении, уже является «скотским поступком», потому что дочери Израиля обязаны быть выше любого подозрения.

Правда, хотя она и совершила «скотский поступок», но запретной для своего мужа она стала лишь на очень короткое время. Ведь если она не осквернилась (а всего лишь «скрылась»), то становится затем чистой для мужа, как сказано: «И очистится [от вины], и будет оплодотворена семенем»[20].

Точно так же, если еврей нарушает волю Всевышнего (к чему побуждает его «дух безумия»), это еще не означает, что он осквернился, ведь Сам Всевышний говорит: «…И славы Моей [Б-жественной искры, которая есть в душе у каждого еврея] другому не отдам Я»[21]. Хотя в какое-то мгновение еврей совершил «скотский поступок», но в конце концов исполнится сказанное: «И очистится [от вины], и будет оплодотворена семенем», потому что «не будет отторгнут [от Него] отверженный»[22].

Это еще одна причина, почему, говоря о «безумии противоположной стороны», приводят цитату «если сойдет с пути жена…». Тем самым объясняют, что, поддавшись «безумию противоположной стороны», еврей не оскверняется (упаси Б-г): это лишь «скотский поступок», который будет искуплен в короткое время.

4. Дело в том, что если человек считает, будто есть еще какая-то реальность, кроме Б-жественного, он отрицает единство Творца. В особенности, когда он знает о собственном провале в том, что запретили мудрецы Торы, — а то и о еще более серьезном проступке (что в действительности является лишь проявлением «духа безумия»). Он начинает думать в направлении, о котором говорит Писание: «И сказал Сион: „Оставил меня Б-г, и Г-сподь забыл меня!»»[23]. Вот потому-то и приводят слова «если сойдет с пути жена…»: хотя жена «скрылась» от глаз своего мужа и на краткий миг стала запретной для него, на самом деле она не осквернилась и затем снова будет для него разрешенной, и даже более того: «И будет оплодотворена семенем». И Гмара добавляет: «Рожала детей тяжело — будет рожать легко, рожала девочек — будет рожать мальчиков»[24]. И даже, по одному мнению, «была бесплодной — станет плодовитой»![25].

Так же и у евреев. Хотя в душе своей человек знает, что есть в нем «безумие противоположной стороны», он не должен падать духом. Ему следует помнить, что он ни разу не осквернился (упаси Б-г), так как Сам Всевышний говорит: «…И славы Моей другому не отдам Я». В какое-то мгновение он совершил «скотский поступок», но затем обязательно исполнится сказанное: «И очистится [от вины], и будет оплодотворена семенем» — у него будут именно «сыновья», то есть любовь ко Всевышнему и боязнь Его, достигнутые его трудом над собой. И снова восстановится единство «Мужа» и «жены» — Шхина снова откроется в его душе, и откроются самые глубины его души. А это и есть приход к еврею его личного Машиаха (а силы для этого есть у каждого еврея без исключения[26]), что является подготовкой к приходу Машиаха всеобщего!

Из беседы 19 швата 5713 г. (1953 г.)



[1] Маамар Любавичского Ребе р. Йосефа-Ицхака Бати легани 5710, п. 3.

[2] То есть безумие, порождаемое клипой, которая противоположна святости.

[3] Бемидбар, 5:12. Корень слова тистэ пишется так же, как корень слова штут.

[4] Сота, За.

[5] Бава кама, 74а; Бава батра, 41б.

[6] Самое страшное духовное наказание, совершаемое Самим Всевышним, при котором душа человека отторгается от источника своей жизни.

[7] См. Йевамот, 20а; Нида, 12а.

[8] Йевамот, 20а.

[9] Ч. 1, гл. 24.

[10] См. Ликутей Тора, Бемидбар, 53в.

[11] Йевамот, 61б; Рамбам, Мишнэ Тора, Законы о запрещенных половых связях, 18:2.

[12] Ч. 3, стр. 221а.

[13] См. Шулхан арух, Орах хаим, п. 156, прим. р. Моше Исерлеса; Любавичский Ребе р. Менахем-Мендл Шнеерсон, маамары Маим рабим 5717 и Бати легани 5713.

[14] Термин Кабалы, дословно означающий «другая сторона» — то есть не сторона святости. См. Тания, ч. 1, гл. 6 и 24.

[15] См. Зогар, ч. 3, стр. 221б; р. Йегуда Галеви, Кузари, 2:36; Тания, ч. 4, послание 31.

[16] Йешаягу, 50:1. См. Сангедрин, 105а.

[17] Кидушин, 36а; Псахим, 87а.

[18] См. Тана девей Элиягу, гл. 9.

[19] Сота, 15б.

[20] Бемидбар, 5:28.

[21] Йешаягу, 42:8.

[22] Шмуэль II, 14:14.

[23] Йешаягу, 49:14.

[24] Сота, 26а.

[25] Сота, 26а.

[26] См. Тания, ч. 4, послание 4.