Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава Бегаалотха

Беседа 1

В гафтаре: «Видел я — и вот Менора, вся из золота». Евреи — это «Менора, вся из золота». Агават Исраэль. Путь Аарона и глав Израиля в общем.

1. В гафтаре сегодняшней недельной главы Торы сказано: «Видел я — и вот Менора, вся из золота»[1]. Известно, что здесь имеется в виду Кнесет Исраэль[2]: все евреи — это «Менора, вся из золота».

У Меноры было семь светильников. Точно так же у евреев есть семь путей служения Всевышнему: есть такие, чей путь — это линия Хеседа, есть такие, чей путь — это линия Гвуры, и т. д.[3]. Объединяет их то, что все они — светильники, все они служат тому, чтобы в Храме было светло и, более того, — чтобы исходящий из Храма свет освещал весь мир. Именно поэтому в Храме были особые окна: узкие изнутри и широкие снаружи[4]. Обычно окна в домах делают узкими снаружи и расширяющимися внутрь — чтобы в них проникал дневной свет и освещал дом. В Храме же было наоборот: исходивший из его окон свет освещал весь мир — для этого, собственно, Храм и был предназначен.

А что было источником этого света? Светильники Меноры, то есть души Израиля.

Нет двух одинаковых людей, каждый еврей должен служить Всевышнему в соответствии со своими способностями, как сказано: «Я сотворен только для того, чтобы служить моему Творцу»[5]. Объединяет всех евреев одно: все они светильники, все они — источники свеча. Различия между ними касаются лишь подхода к служению. Одни исполняют свое служение по линии Хеседа, в соответствии со своими чувствами и способностями, другие — по линии Гвуры и т. д. Но цель их работы одна — распространять свет в мире.

Хотя конечная цель у всех одна, тем не менее, имеет большое значение, исполняется ли служение по линии Гвуры или по линии Хеседа, когда сразу видят конечную цель и идут к ней открыто, по пути любви к ближнему. Это путь Агарона-первосвященника, который и зажигал Менору. Агарон «любил людей (брийот, творения [Всевышнего]) и приближал их к Торе»[6] — даже таких евреев, чье единственное достоинство заключалось в том, что они — творения Всевышнего (как объясняет Алтер Ребе[7]). Даже в таких вот людях Агарон-первосвященник пробуждал любовь к Торе! Это было не только его целью, но и путем достижения этой цели. Его путь был путем любви к этим «творениям», и тем самым он приближал их к Торе — делал из них «евреев Торы».

И точно таким же был путь наших Рабеим, включая Ребе, моего тестя: его работа тоже состояла в зажигании светильников.

У каждого еврея есть свой светильник: «Б-жий светильник — душа человеческая»[8]. Но есть такие евреи, которые ждут, чтобы кто-нибудь зажег их светильник. Вот в этом и состоит работа глав народа Израиля: зажигать «Б-жий светильник — душу человеческую». А каким образом? Тем, которым это делали главы Хабада вообще и Ребе, мой тесть, в частности: открытым, явным проявлением любви к каждому еврею. Не только целью был свет, но и путь к этой цели тоже был светом. Проявляя душевную близость, вызывая добрые чувства, он зажигал «Б-жий светильник -душу человеческую» любого еврея, каким бы он ни был.

Из беседы 10 швата 5716 г. (1956 г.)

Беседа 2

Порядок «распространения родников хасидизма наружу» состоит не в том, чтобы ждать, когда те, кто находятся «снаружи», сами придут к «родникам». Родники должны распространяться к тем, кто снаружи, — нужно нести им хасидизм. Первым, кто начал эту работу, был Агарон-первосвященник. «Приближал их к Торе» — а не Тору к ним. Один из главных моментов в поведении еврейской женщины, который оказывает решающее влияние на ее сыновей и дочерей, — это скромность, стыдливость.

2. Порядок «распространения родников хасидизма наружу» состоит не в том, чтобы ждать, когда те, кто находятся «снаружи», сами придут к «родникам». Родники должны распространяться к тем, кто снаружи, — нужно нести им хасидизм.

И первым, кто начал эту работу, был Агарон-первосвященник, который «любил мир и стремился к миру, любил людей и приближал их к Торе»[9]. Агарон не ждал, когда придут к нему, он сам шел навстречу людям — даже таким, чье единственное достоинство состояло в том, что они творения Всевышнего. Даже к таким людям шел Агарон и приближал их к Торе!

Обратим внимание, как точно сказано: «приближал их к Торе» — а не Тору к ним. Хотя Агарон обращался к «творениям», он не предлагал им Тору, измененную в их духе: он не шел ни на какие компромиссы и не разрешал запрещенное, а их, этих людей, приближал к Торе, «совершенной Торе» — такой, какая она есть.

3. Намек на эту работу Агарона содержится в нынешней недельной главе Торы: «Когда будешь зажигать светильники»[10]. «Светильники» символизируют собой души Израиля, как сказано: «Б-жий светильник — душа человеческая»[11]. В самом общем плане есть семь типов еврейских душ (как разъясняется в «Ликутей Тора»[12]), что соответствует семи светильникам Меноры, и работа Агарона-первосвященника состояла в том, чтобы зажигать и возносить ввысь пламя всех этих светильников. В душе каждого еврея есть Б-жественный свет, однако он скрыт, и задача Агарона — помочь этому свету высвободиться и светить открыто. Он должен зажигать души-светильники до тех пор, пока пламя не станет подниматься само[13]. Все время, пока «Б-жий светильник» «творений» нуждается в том, чтобы Агарон пришел и зажег его, цель не достигнута. Работа состоит в том, чтобы зажечь «светильник» так, чтобы его пламя поднималось само, чтобы больше не требовалось поддерживать его горение, так как душа-светильник уже светит сама.

4. Порядок зажигания светильников в Храме определяют три закона: 1) любой человек, не обязательно коген, имеет право зажигать Менору; 2) подготовить светильники к зажиганию — очистить их от копоти, вставить фитили и залить масло — имеет право только коген; 3) зажигать Менору дозволяется только внутри Храма.

Понятно, что и в отношении зажигания духовной Меноры (еврейских душ) должны быть соблюдены те же три условия.

1) Зажигать Менору может и посторонний. Это значит, что оказывать влияние на другого еврея и распространять «родники хасидизма наружу» — удел не одних лишь избранных личностей. Это право и обязанность каждого еврея, как говорит Мишна, обращаясь к каждому еврею: «Будь учеником Агарона»[14]. Каждый еврей должен идти по пути Агарона-первосвященника, чтобы приближать «творения» к Торе.

2) Но подготавливать светильники к зажиганию имеет право только коген.

Можно подумать, что коль скоро главное — это оказать влияние на другого еврея, то неважно, каким образом и с чьей помощью я это сделаю. Я ему объясню, что такое Тора, так, как я сам это понимаю, и применительно к его пониманию, выберу подходящий ему путь исполнения заповедей и т. п. Таким образом, я окажу на него нужное воздействие.

В ответ приходит указание Торы: подготовить светильники — залить в них масло и вставить фитили — имеет право только коген. Не каждый может выбрать и приготовить те вещи, которые необходимы для того, чтобы зажечь еврейский свет. Лишь коген может это сделать.

Кто же этот коген? Тора запрещает когену иметь собственный удел и наследие: «Б-г — наследие его»[15]. Рамбам пишет[16], что не только коген, но любой еврей может отрешиться от окружающего мира и единственной целью и содержанием своей жизни сделать служение Всевышнему. Тем самым он становится способен приготовить все необходимое, чтобы заставить еврейские души светить. После того, как такой «коген» приготовит «масло» и «фитиль», на каждого отдельного еврея ложится обязанность зажечь светильник — распространить его свет «наружу».

3) Менору зажигали именно в Гейхале Храма. «Десять святостей их»[17] — в Стране Израиля есть десять ступеней святости (Святая Святых, Гейхаль и т. д.), и те ступени, что ниже уровня Гейхаля, тоже святы. Но, тем не менее, если Менору зажгут в каком-нибудь ином месте, святость которого ниже святости Гейхаля, то заповедь не исполнят. Каждая вещь имеет свое место в зависимости от своего предназначения, а предназначение Меноры — светить в Гейхале.

5. Какое указание для служения Всевышнему дают нам правила зажигания Меноры? Человек не должен говорить: да, конечно, я обязан зажечь светильник, который есть во мне и в другом еврее. Но где сказано, что я должен делать это в условиях столь высокой святости? Ведь есть столько евреев, от которых вовсе не требуют столь многого, почему же это требуют от меня?!

Ответом на эти утверждения служит следующее указание: у каждого свое предназначение, свое задание в мире. Если тебе даны силы и возможности, чтобы светить в том месте, которое более свято, значит таково твое предназначение, значит именно этого хочет от тебя твой Творец, благословен Он. Отказываясь выполнить это задание, ты уклоняешься от исполнения воли своего Творца!

Как известно, воля неделима, и именно в этом пункте она отличается от разума[18]. Возможно, что разум постигает не все, что связано с данным предметом обсуждения, и даже не большую часть, а совсем немного. Воля же должна быть исполнена полностью, во всех частностях, иначе вообще нельзя говорить об исполнении воли. Ведь невозможно сказать, что воля исполнена наполовину: на самом деле в таком случае она не исполнена вовсе, и даже более того: то, что сделано, диаметрально противоположно тому, что должно было быть сделано.

Так же, как существуют различия между людьми, существуют различия между поколениями. У каждого поколения свое задание в мире, на каждом лежит его долг, и то, что является предписанием для одного, может не быть таковым для другого. Поэтому, хотя в более ранних поколениях было множество благочестивых, достигших совершенства евреев, которые не изучали внутреннего содержания Торы, сам факт открытия в последних поколениях учения, основанного на внутреннем содержании Торы, доказывает, что его изучение — задача нашего поколения. А раз так — иного пути быть не может, потому что, как сказано, невозможно выполнить лишь какую-то часть воли Всевышнего.

В конечном итоге, зажигание Меноры дает нам следующий урок: необходимо заниматься изучением внутреннего содержания Торы! В язычке пламени светильника есть две составные части: нижняя, прилегающая к фитилю, — более темная, и верхняя — яркая, которая, собственно, и дает свет. Тора сравнивается с пламенем, и она тоже состоит из двух частей: «открытой Торы» и «скрытой Торы». Недостаточно изучать только «открытую Тору» («темный огонь»), обязательно надо изучать также и «скрытую Тору» — внутреннее содержание Торы («светлый огонь»). Именно это изучение «скрытой Торы» даст силы устранить все препятствия, именно оно даст энергию для изучения открытого аспекта Торы и исполнения заповедей.

6. Один из главных моментов в поведении еврейской женщины, который оказывает решающее влияние на ее сыновей и дочерей, — это скромность, стыдливость. Сказано об этом: «Вся слава дочери царской — внутри»[19]. А в Талмуде[20] приводится рассказ о женщине по имени Кимхит, которая удостоилась стать матерью нескольких первосвященников, служивших в Иерусалимском Храме, в награду за то, что «стены ее дома никогда не видели волос ее головы» (так как она всегда покрывала голову).

Не следует думать: зачем я должна проявлять столь большую стыдливость ради того, чтобы мои сыновья стали непременно главными когенами? Чем плохо, если они будут обыкновенными когенами? Ведь «все сыны Израиля святы»[21], все евреи в одинаковой мере святы!

Ответом служит урок, который дает нам Менора: она должна светить именно в Гейхале (как говорилось ранее). Если у женщины есть возможность «светить в более святом месте», то есть так воспитывать своих сыновей, чтобы они стали первосвященниками, это само по себе доказывает, что в этом и состоит ее задание на земле. В противном случае она вообще не осуществляет свое предназначение, не исполняет волю Всевышнего!

7. Теперь мы лучше поймем слова Торы: «Говори Агарону и скажи ему: Когда будешь зажигать светильники…»[22]. Именно Агарон должен зажигать светильники Меноры. На первый взгляд, непонятно: ведь по букве закона Торы эти светильники имеет право зажигать и посторонний, не коген, и даже подготавливать светильники к зажиганию может обычный коген, не первосвященник, — почему же повеление зажигать светильники обращено именно к Агарону? Почему делать это должен именно первосвященник?

Дело в том, что, как говорилось ранее, долг каждого еврея — воздействовать на другого, зажигать в нем «Б-жий светильник», чтобы душа его светила. Также было сказано, что способ «зажигания» (то есть образ воздействия) должен быть проникнут святостью первосвященника. Нельзя удовлетворяться более низкой ступенью святости: нужна именно святость первосвященника!

Главное служение первосвященника состоит в том, чтобы раз в году заходить в самое сокровенное место — в Святая Святых Храма, где не было ничего, кроме Ковчега со Скрижалями. Это означает, что первосвященником может быть человек, который связан лишь с Торой и больше ни с чем.

Более того, в Святая Святых находились Скрижали, на которых слова Торы были вырезаны. Есть большое различие между буквами написанными и вырезанными: написанные буквы служат добавлением к материалу, на котором написаны (например, к пергаменту); вырезанные же буквы являются неотъемлемой частью самого материала, в котором они вырезаны. Именно они символизируют служение первосвященника: вся суть его — это Тора.

Теперь мы понимаем, что означают слова: «Говори Ага-рону и скажи ему: Когда будешь зажигать светильники…». Право и долг каждого еврея — зажигать «Б-жий светильник» в себе самом и в другом еврее силой Агарона-первосвященника и его образом обращения с другими людьми, — вплоть до того, что всем его бытием будет лишь Тора. И долг этот возложен на каждого еврея — как говорилось ранее, зажигать Менору имеет право и посторонний.

В особенности это относится к еврейским женщинам, от которых зависит воспитание детей. Они обязаны знать, что их образ поведения должен быть таким, чтобы они смогли воспитать своих сыновей пригодными на должность первосвященника (а о первосвященнике так говорят мудрецы наши: «Возвеличь его»[23]). И тогда их сыновья и дочери не встретят на своем жизненном пути никаких помех и препятствий — благословение Всевышнего даст им счастливую семейную жизнь, здоровье и средства к существованию в самом простом, буквальном смысле!

Из беседы в праздник Шавуот 5717 г. (1957 г.)



[1] Зхарья, 4:2.

[2] Духовный прообраз народа Израиля, совокупность всех еврейских душ.

[3] См. Ликутей Тора, Бемидбар, 29в.

[4] См. Млахим I, 6:4; Мнахот, 86б и комм. Раши Шкуфим; Ваикра раба, 31:7; Мидраш Танхума, гл. Тецавэ, а также Бегаалотха, 2.

[5] Кидушин, 82а.

[6] Авот, 1:12, см. комментарии там же.

[7] Тания, ч. 1, гл. 32.

[8] Мишлей, 20:27.

[9] Авот, 1:12.

[10] Бемидбар, 8:2.

[11] Мишлей, 20:27.

[12] Ликутей Тора, Бемидбар, 29в.

[13] См. комм. Раши к Бемидбар, 8:2.

[14] Авот, 1:12.

[15] Дварим, 18:2.

[16] Мишнэ Тора, Законы о «шмите» и йовеле, 13:13.

[17] Келим, 1:6.

[18] См. Ликутей дибурим, стр. 1540.

[19] Тегилим, 45:14.

[20] Йома, 47а.

[21] Танхума, гл. Кдошим, 2.

[22] Бемидбар, 8:2.

[23] Йома, 18а.