Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава Балак

Беседа 1

Преклонил он колени, разлегся как лев – также во время изгнания евреи подобны льву. Связь Билама и Амалека, оба они имеют «родословную», в служении человека. Тора – это главное, но она должна быть основана на любви и страхе.

1. «Преклонил он колени, разлегся как лев и как царственный зверь — кто заставит его встать?!»[1]. Мидраш говорит[2], что эти слова намекают на период времени от правления царя Цидкиягу до прихода царя-Машиаха. В дни царя Цидкиягу был разрушен Первый Храм и началось изгнание, которое продолжалось и после того, как спустя семьдесят лет Храм был восстановлен. О том, что изгнание не закончилось, свидетельствовал тот факт, что во Второй Храм не вернулись пять вещей, которые были в Первом Храме[3], — освобождение из Вавилонского изгнания не было полным освобождением.

Ребе Цемах-Цедек пишет[4], что слово «разлегся» намекает не на смертный, а на ночной сон, который служит символом изгнания. Может закрасться мысль, будто в изгнании находится не только тело, но и душа с Торой и заповедями, связанными с душой. Но в продолжении того же стиха Торы сказано, что несмотря на то, что «преклонил он колени, разлегся», это не свидетельствует о бессилии: просто тот, кто подобен «льву и царственному зверю», сам наложил на себя определенные ограничения. А «Зогар» говорит[5], что хотя лев очень силен, название «царственный зверь» указывает на еще большую силу.

Это значит, что даже во время изгнания народы мира не имеют никакой власти над Израилем. Еврейский народ всегда остается подобен льву и царственному зверю, и нет в мире никого, «кто заставит его встать». А слово «кто» (как объясняет Алтер Ребе[6]) намекает на Всевышнего, как сказано «Кто пошлет с Сиона спасение Израилю»[7] — Всевышний пошлет спасение Израилю, Он поднимет нас, «заставит встать» и выведет из изгнания. А до тех пор никто не имеет настоящей власти над Израилем, поскольку он подобен льву и царственному зверю — никто не может назвать себя его хозяином. (Заметим, что согласно Галахе[8] существуют обоснованные сомнения в том, что льва можно приручить.)

Изгнание как таковое вообще не укладывается в голове, ибо оно произошло по повелению Свыше, смысл которого недоступен разуму человека. Поэтому ясно, что Тора и заповеди, данные Самим Всевышним, неподвластны изгнанию.

2. В изгнании «знамений наших не видели мы»[9] — только потому, что привыкли к изгнанию. Чудеса происходят постоянно, но тот, с кем происходит чудо, не знает этого[10]. Поэтому из-за мрака изгнания может показаться, будто мир существует и управляется сам по себе, а законы природы властны над «львом и царственным зверем». Чтобы разрушить это заблуждение, Всевышний и во время изгнания время от времени являет такие явные чудеса, что не остается сомнения, что «нет никого, кроме Него»[11]. И одним из таких чудес было чудо 12-го и 13-го тамуза — освобождение Ребе, моего тестя.

Мудрецы наши говорят, что вначале Всевышний думал сотворить мир в образе грозного Судьи, но, увидев, что мир не сможет устоять, присоединил к суду милосердие[12]. Алтер Ребе объясняет, что имеется в виду «раскрытие Б-жественного, совершаемое праведниками, и знамения и чудеса, о которых упомянуто в Торе»[13]. Чудеса устраняют ограничения этого мира и даже плотским глазам становится видно, что у мира есть Хозяин. Зная об этом, мы понимаем, что евреи всегда подобны «льву и царственному зверю» и их души с Торой и заповедями, связанными с душой, не подчинены изгнанию!

3. Известно[14], что Бильам имеет определенное отношение к Амалеку. Намек на это содержится в самих их именах. Напишем их имена одно под другим и разделим четыре буквы каждого из них поровну — по две буквы:

עם | בל

לק | עמ

Если взять правые половины обоих имен, то их буквы («бейт»-«ламед»-«айин»-«мем») сложатся в имя «Бильам», а если взять левые половины имен, буквы сложатся в имя «Амалек» («айин»-«мем»-«ламед»-«коф»).

Бильам и Амалек — это также названия особых видов клипы. То есть Бильам и Амалек существуют и сейчас -только в духовном плане.

Какое средство помогает избавиться от их влияния? Это агава (любовь ко Всевышнему) и йиръа (боязнь Всевышнего). Напишем эти два слова на иврите одно под другим («боязнь» — сверху, а «любовь» — под ним) и разделим каждое слово пополам — по две буквы:

אה | יר

בה | אה

Если взять правые половины обоих слов, то их буквы («йод»-«рейш»-«алеф»-«гей») сложатся в слово йиръа

(«боязнь»), а если взять левые половины этих слов, то их буквы («алеф»-«гей»-«бейт»-«гей») сложатся в слово агава («любовь»). Эта симметрия указывает на связь Бильама и Амалека с их противоположностью — любовью ко Всевышнему и боязнью Его.

Амалек мог вести войну с евреями только потому, что происходил от Эйсава. Он утверждал, что, поскольку он внук Ицхака и правнук Аврагама, у него тоже есть право иметь свою точку зрения на Тору в частности и на святость вообще и высказывать свое мнение. И стоило евреям только чуточку подпустить его к себе[15], как они тут же узнали, что означает понятие «знает своего Властелина и намеревается восстать против Него»[16]. И хорошо известно, что произошло дальше…

Нечто подобное мы видим и в случае с Бильамом. Талмуд говорит[17], что Бильам был потомком Лавана. Тот в свое время утверждал: «Дочери — мои дочери, и дети — мои дети… и все, что ты видишь, это мое!»[18]. То есть и он тоже имеет прямое отношение к евреям: ведь это его дочери воздвигли весь Дом Израиля!

Вот указание, относящееся к любому поколению. Если приходит какой-нибудь человек и говорит нечто прямо противоположное Торе и заповедям, то даже если у него есть справка о том, что он внук Ихцака и правнук Аврагама и что именно от него происходят те, кто воздвигли весь Дом Израиля, — ему следует ответить так: у нас нет никого, кроме нашего Отца в небесах. Единственный пробный камень, который есть у нас для чего бы то ни было, — это Тора. Ни родословная, ни что-либо другое авторитетом, способным установливать законы, для нас не является. Единственный авторитет для нас — это Тора. Соответствует то, что ты говоришь, Торе — хорошо, не соответствует — будь ты хоть Бильамом, хоть Амалеком, но если ты говоришь противоположное Торе, никакого отношения к нам это не имеет.

Проверяя, соответствует ли чей-либо подход Торе, следует помнить, что ничто так не мешает увидеть истину, как самомнение. Если человек преисполнен самомнения, он не в состоянии разобраться, отказывается он принять слова другого потому, что они противоречат Торе, или потому, что они противоречат его собственному самомнению.

Поэтому служение Всевышнему должно быть проникнуто любовью к Нему и боязнью Его. Причем служение из-за боязни должно предшествовать служению из-за любви, как мы написали эти два слова — сначала «боязнь», а затем «любовь» — и как сказано в «Тании»[19]: боязнь Всевышнего — это первооснова служения, сама его суть. А подготовка к этому служению — сознание того, что любовь — это «корень всех предписаний Торы», а боязнь — «корень всех запретов Торы», как Алтер Ребе пишет в «Воспитании малых»[20]. И добавляет там, что любовь и боязнь — это и есть суть воспитания. То есть даже если сейчас данный человек не способен иметь правильное мнение и «знает сам про себя…»[21], его, тем не менее, можно воспитать с помощью любви и боязни.

И тогда нечего обращать внимание ни на Амалека, происходящего якобы от Аврагама и Ицхака, ни на Бильама. (Хотя и сказано: «„И не было более пророка в Израиле, подобного Моше»[22]. В Израиле — не было, но у народов мира — был. Кто же это? Бильам»[23].) Даже у самого простого еврея — из всех простых простейшего, — если он следует этому порядку служения (сначала — боязнь, а потом — любовь), нет ни малейшей причины обращать внимание ни на Бильама, ни на Амалека!

Из беседы 12 тамуза 5716 г. (1956 г.)

Беседа 2

«Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его». Праотцы и праматери. Устранение претензии Лавана «дочери – мои дочери…», в служении человека.

4. В пророчестве Бильама есть такие слова: «Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его»[24]. Под «скалами» тут подразумеваются праотцы, а под «холмами» — прама- тери еврейского народа[25].

Выше мы уже говорили, что Бильам происходил от Лавана. Бильам называется в Торе «сыном Беора»[26], и есть два мнения о том, что означает слово «сын»: сын в буквальном смысле или внук. Но в любом случае Бильам — потомок Беора, а «Беор — это Лаван»[27]. Чтобы лишить силы заявление Лавана, что, мол, «дочери — мои дочери, и дети — мои дети», было нужно, чтобы кто-нибудь из его потомков сам признал противоположное. Это и сделал Бильам, сказав: «Ибо с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его», — еврейский народ происходит от своих праотцев и праматерей, а вовсе не от Лавана.

Понятно, что если утверждение Лавана необходимо было опровергнуть, значит оно имело под собой какую-то основу. В противном случае оно не было бы записано в Торе и не было бы необходимости, чтобы Бильам, один из потомков Лавана, сказал бы нечто противоположное и тем самым лишил силы его слова.

5. Так в чем же состоит смысл утверждения Лавана, что «дочери — мои дочери, и дети — мои дети»?

Если душа спустилась в тело, значит ей предстоит выполнить определенную задачу в этом материальном мире.

Хотя на самом деле цель спуска души на землю — выбор искр святости из материи, все же сказано[28], что тот, кто борется с грязным, сам загрязняется, и «на малое мгновение оставил Я тебя»[29]. Иными словами, несмотря на то, что позже душа выйдет из этого положения, все-таки «на малое мгновение» это для нее огромное падение, потому что в течение этого «мгновения» человек имеет дело с грубой материей и оторван от Б-жественного.

Конечно, лишь «дух безумия» может заставить человека думать, что он может быть оторван от Б-жественного даже «на малое мгновение». Если бы не «дух безумия», то простой здравый смысл (не говоря уж о разуме Б-жест-венной души) подсказал бы человеку, что нет ни малейшей возможности оторваться от Б-жественного даже «на малое мгновение»! Ведь такое мгновение было бы «потерей, которая не возвращается», а в «Тании» подробно разъясняется[30], что это «мгновение» — выше времени.

Более того, как сказано там же в «Тании», настоящее оказывает влияние на будущее. Если человек позволяет себе сейчас оторваться от Б-жественного, рассчитывая позже выйти из этого положения, он как бы заявляет: «Согрешу и раскаюсь». А о таком человеке сказано: «Не дают ему возможности раскаяться»[31]. И чтобы совершить тшу-ву, ему придется приложить огромные усилия.

А в чем суть утверждения Лавана, что, мол, «дочери -мои дочери, и дети — мои дети»? Лаван говорит вот что: если уж ты вынужден обратиться к материальному миру и иметь с ним дело, то по крайней мере в этот самый момент (а на самом деле, как мы говорили выше, это касается и будущего) ты отрываешься от Б-жественного.

Так утверждает Лаван, но на самом деле все обстоит совсем иначе. Если еврей работает с явлениями материального мира ради осуществления заложенного в них Б-жественного намерения (чтобы у Всевышнего была «обитель в низшем из миров»), то даже в это самое время для него это не падение, а подъем. И даже на Бильама, происходящего от Лавана, это воздействует так, что, хотя его глаз не видит в этом мире[32], все-таки «с вершины скал» и «с холмов» он видит.

6. Вот что сказанное выше означает в служении Всевышнему.

Есть люди, утверждающие, что поскольку душа еврея сошла в материальное тело, то согласно Торе он обязан заниматься материальными интересами, а обеспечить семью пропитанием — это тоже заповедь и прямой его долг[33]. Поэтому естественно, что надо готовить себя к занятию бизнесом, посвящая этому свое время. Более того, приводят даже аргумент из учения хасидизма. Сказано: «И благословит тебя Б-г, Всесильный твой, во всем, что будешь делать»[34]. Основываясь на этих словах, заявляют следующее: того, что ты получаешь через высшие духовные каналы, недостаточно, необходимо также конкретное действие здесь, в материальном мире[35]. Так что хоть ты и работаешь ради того, чтобы иметь возможность служить Всевышнему, а именно чтобы благодаря увеличению заработков освободилось больше времени для изучения Торы и исполнения заповедей, — в то время, когда ты занят материальными делами, ты имеешь право вести себя как нееврей.

Такие речи подобны утверждению Лавана: «Дочери -мои дочери, и дети — мои дети». То есть все материальное, что есть у евреев, принадлежит мне, Лавану.

Истина, однако, состоит в том, что «с вершины скал увижу я его и с холмов узрю его». Когда строят новый дом, обязаны соорудить на его крыше ограду, маакэ, — выходя из «четырех локтей» Торы и молитвы в мир, чтобы работать в нем, надо окружить себя маакэ. Тогда и во время занятий материальными делами продолжают ощущать Б-жест-венное намерение, заложенное в материальности этого мира. Видят «вершины скал» и «холмы» — праотцев и праматерей, которые достигли категории Меркава — абсолютного подчинения Б-жественной воле, уподобляются им в момент исполнения заповедей и во всем, что делают, осуществляют заповедь: «На всех твоих путях познавай Его»[36].

Точно так же и при изучении Торы надо окружить себя маакэ. Изучая Тору при помощи своего человеческого разума, необходимо непрестанно ощущать ее Б-жествен-ность, в чем и состоит самая суть еврейства.

Подводя итог, мы должны помнить: что бы еврей ни делал, чем бы ни занимался — своими повседневными делами или изучением Торы при помощи своего человеческого разума, — во всем он должен чувствовать Б-жественное намерение. Тогда даже во время занятий материальными делами это будет для него не падением, но, наоборот, подъемом, так как в это самое время он будет осуществлять Б-жественное намерение, ради которого сотворен мир.

Из беседы в субботу главы Балак 5716 г. (1956 г.)



[1] Бемидбар, 24:9.

[2] Брейшит раба, 98:7.

[3] См. Йома, 21б; Иерусалимский Талмуд, Макот, 2:6; Горайот, 3:2; Бемидбар раба, 16:10.

[4] Маамар Кара шахав 5605.

[5] Ч. 1, стр. 237б.

[6] См. Ликутей Тора, Бемидбар, 15а,б.

[7] Тегилим, 14:7.

[8] Шулхан арух, Хошен мишпат, Законы об ущербах, 389:8.

[9] Тегилим, 74:9.

[10] См. Нида, 31а.

[11] Дварим, 4:35.

[12] См. комм. Раши к Брейшит, 1:1; Брейшит раба, 12:15.

[13] Тания, ч. 2, гл. 5.

[14] См. книгу Ликутей шошаним р. Шимшона из Острополя, выдающегося кабалиста, погибшего в 1648 г. от рук казаков Б. Хмельницкого (да сгинет имя его!).

[15] «И пришел Амалек, и стал воевать с Израилем в Рефидиме» (Шмот, 17:8) — это произошло потому, что евреи позволили себе ослабить исполнение Торы (см. Сангедрин, 106а).

[16] См. Торат коганим, Бехукотай, 26:14; Зогар, ч. 2, стр. 65а.

[17] Сангедрин, 105а.

[18] Брейшит, 31:43.

[19] Ч. 1, гл. 41.

[20] То есть во Введении ко 2-й части Тании, Вратам единства и веры.

[21] Ребе не договаривает: «…сколько нарушений Торы он совершил» (Брахот, 61б).

[22] Дварим, 34:10.

[23] Бемидбар раба, 14:20; Зогар, ч. 2, стр. 216.

[24] Бемидбар, 23:9.

[25] Бемидбар раба, 20:19.

[26] Бемидбар, 22:5.

[27] Сангедрин, 105а.

[28] Тания, ч. 1, гл. 28, см. также гл. 8.

[29] Йешаягу, 54:7.

[30] Ч. 1, гл. 25.

[31] Йома, 85б.

[32] См. Нида, 31а.

[33] См. Ктубот, 49-50; Шулхан арух, Эвен гаэзер, 71:1.

[34] Дварим, 15:18.

[35] См. Кунтрес Умааян, маамар 19 и далее.

[36] Мишлей, 3:6.