В хасидуте Хабад часто упоминается, что в Торе существуют три уровня - открытая Тора. Сокрытая Тора. И "тайны тайн".
При этом, понятно, хасидут Хабад - это и есть "тайны тайн".
При этом, как правило, вообще не объясняется, чем отличается открытая Тора от тайной, и от "супер-тайной".. А также - почему собственно, именно Хабаду передано знамя "супер-тайной" Торы.
Есть некоторое сравнение, часто приводимое Ребе, где открытая Тора сравнивается с водой. Сокрытая - с вином. А тайны тайн - уподобляются маслу. Которое проникает повсюду.
Я все равно, на самом деле, не понимаю, почему именно Хабад это то самое "всепроникающее масло".
На днях пришло в голову нечто, предполагающее более-менее разумное объяснение.
Открытая Тора, "вода" Торы - это нечто не имеющее ярко выраженного вкуса.
Есть близкое к этому сравнение Торы с хлебом. "Идите вкушайте Мой хлеб" — это тоже Тора, открытая Тора. Вода и хлеб — основа жизни. Их едят не потому что вкусно. Подобно этому — открытая Тора — основа жизни. Ее учат не потому что вкусно. "Вкусная Гемара" — это уже нечто из извращений нового времени.
Вода и хлеб Торы — это ясные и понятные и неизменные правила игры. "Эта Тора не будет изменена" — это вода и хлеб.
Вино. Что такое вино? Во-первых, без вина можно преспокойно прожить. Это не относится к "основе жизни". Вино пьют — потому что вкусно. Потому что оно пьянит. Вино смешивает чувства.
Вино Торы — можно понять из этого сравнения — оно тоже пьянит. Оно тоже смешивает добро из зло, или по крайней мере, делает их границы менее четко очерченными. Собственно именно поэтому, кажется, сокрытое учение называется "вином", и, собственно, "сокрыто" или было сокрыто на протяжении большей части истории. Ибо там нет ясных правил игры. И добро и зло уже отнюдь не столь однозначны, как в "воде и хлебе" Торы. Собственно, это учение каббалы.
Масло Торы? Масло, как Ребе часто говорит это "эсенц", сущность. На уровне сущности вообще нет добра и зла. Там нет верха и низа. Там нет времени и пространства. Там нет и не может быть добра и зла. "Раскрытие" тайны тайн — другими словами перенесение в область (или применение методик из области) где нет оценочных суждений. Нет грешников и праведников. Есть поступки, и поиски причин поступков (известное, что Мошиах будет судить человека, проникая в причины его поступков). Современная психология, избегающая оценочности — это в определенном смысле, масло Торы.
Тора, однако устанавливает порядок. "Покушал меда немного — хватит". Тора говорит — не следует увлекаться медом. Тем более — не следует увлекаться "маслом".
Наша недельная глава, которая говорит про "кодеш кодошим" — очень хорошо укладывается в вышепреведенную схему. Вода — будни. Вино — праздники и субботы. Масло — Йом Кипур.
Йом Кипур выше времени и пространства. Но коэн, входящий в кодеш кодошим — во "вне-временное и внепространственное" состояние — если он недостаточно чист- он не выходит оттуда. Его оттуда выносят…
Подобно этому, кажется, в нашем служении и в нашей жизни. Основа — будни. Основа — вода и хлеб. Основа — открытая Тора. Вино — субботы и праздники. Тайное учение, смягчающее жесткость граней добра и зла, и раскрывающее силу тшувы.
Масло? Масло это "битуль". Это "мсирут нефеш". Это вне времени и вне пространства. Туда нельзя входить неподготовленным. Переход сразу на "масло" минуя воду и вино — превращает человека в наркомана. (Кодеш кодошим — это "кторет самим". Воскрунение. Почти наркотическое опьянение).
К сожалению, это то, что происходит зачастую с баалей тшува. Мы сразу приходим к "вину" Торы — к святости и к праздникам. Будни изначально остаются за скобками. А приходя в Хабад, и почувствовав наркотический вкус битуль, мсирут нефеш, Хасидут, мы решаем, что будни и праздники это уже не нужно. Можно сидеть в кодеш кодошим все дни своей жизни…
Потом, правда, мы платим за это горькую цену…
Масло, оливковое масло, оно кстати, горькое, в отличие от вина…